Август, Черное море и президент - это ключевые слова-знаки распада СССР. Десять лет назад в августе, когда президент страны отдыхал на Черном море, закончилась история Советского Союза. И началось существование образовавшихся на его руинах независимых государств.
Спустя десять лет стало ясно, что президенты новых независимых государств лучше всего общаются друг с другом, становясь "неформалами". Бесконечные официальные саммиты СНГ - с огромными делегациями, сотнями документов и громкими заявлениями - доказали свою абсолютную бесполезность. А народы новых стран за эти годы так и не сумели понять: есть Содружество или нет. А если есть, то к чему стремится - к цивилизованному разводу или перерастанию в новый Союз? СНГ уже не раз хоронили, из него вырастали таможенные союзы, союзные государства, коллективные договоры. Формально оно продолжает существовать - а значит, даже в таком формальном виде нужно как минимум двенадцати президентам входящих в него государств. Впрочем, нейтральную Туркмению уже можно не считать. Так что одиннадцати.
А президенты лучше всего находят общий язык, как и обычные люди, на совместном отдыхе. Общение без галстуков и свиты позволяет обсуждать любые проблемы простецким, недипломатическим языком - близким советскому типу политиков, который олицетворяют собой практически все постсоветские лидеры. Можно не стесняться в выражениях, нет нужды тонко намекать на что-то или подпускать туману. Впрочем, и умения нет. А самое главное - так проще договориться, при этом не особенно афишируя суть соглашений.
Встречи без галстуков очень нравились Борису Ельцину - но он предпочитал дружить с мировыми лидерами в формате "один на один". Владимир Путин пробует подружиться "со своими" - один язык, одни привычки - и коллективно. При этом Путин оказывается в кругу президентов на положении одновременно и "старшего брата" - как глава основного государства Содружества, и "одного из младших" - по возрасту. Рядом с Гейдаром Алиевым, с небольшим перерывом находящимся у власти в Азербайджане уже больше тридцати лет, Путин кажется человеком из другой эпохи - но и им удается найти общий язык именно в неформальной обстановке.
За время независимости сменились президенты лишь в пяти из двенадцати стран Содружества - трех славянских, Армении и Молдавии. Новые президенты чуть разбавили "клуб бывших первых секретарей", но все они привыкли к совершенно определенному стилю общения людей власти - традиционному в России и особенно популярному в брежневские годы банно-рыбалочному. Все важнейшие вопросы проговариваются и решаются не в кабинетах, а в кабинках, не за столом заседаний, а за обеденным. И желательно "на югах". Кстати, традиция общих встреч на отдыхе заложена еще Леонидом Брежневым, в 1973 году собравшим в Крыму восьмерых руководителей соцстран. Тогда "старшему брату" было в чем-то проще - никто не стремился убежать из "семьи соцстран", не вел двойной игры, желая и дешевое сырье получать, и в НАТО войти. Но другой была и "зона ответственности" - от Кубы до Вьетнама, а не от Бреста до Душанбе.
Попытка Владимира Путина перевести общение с лидерами СНГ из официального в неформальное может не только облегчить отношения между президентами, но и помочь в определении будущего Содружества. Десятилетний переходный период пора заканчивать.
Справка "Известий"
Неофициальные международные встречи на отдыхе - старая советская традиция. Черноморское побережье видело десятки вождей самых разных стран - от Афганистана до Югославии. Первым стал устраивать подобные встречи товарищ Сталин - в конце 40-х он пригласил в Сочи венгерского лидера Матьяша Ракоши. Потом приезжали и другие руководители соцстран - отдыхая на правительственных дачах, они иногда получали приглашение на ужин к генералиссимусу. В прессе ничего не сообщалось даже о факте проведения встреч. С середины 50-х Никита Хрущев стал совмещать отдых с работой - на море приезжали главы "братских партий", наведывался и югославский президент Иосип Броз Тито. Программа стала разнообразнее: если Сталин только пил и ел с гостями, то Хрущев мог и на охоту съездить. Встречи перестали быть тайными - советская пресса даже публиковала фотографии вождей на отдыхе.
При Леониде Брежневе прошла первая коллективная встреча на отдыхе - в 1973-м генсек пригласил в Крым руководителей стран Варшавского Договора и монгольского лидера Цеденбала (последний участник этой встречи, поляк Эдвард Герек умер на этой неделе). Опыт, по-видимому, оказался неудачным - больше собирать глав соцстран на юге не пытались. Зато до последнего года жизни Брежнев проводил двусторонние отпускные встречи. Но - в отличие от Хрущева - перед фотографами почти всегда появлялся в костюме и галстуке.