Второй тур в Нижнем закончился абсолютной победой Геннадия Ходырева - его перевес над бывшим губернатором Иваном Скляровым оказался более чем двукратным. В Иркутске во второй тур вышли губернатор Борис Говорин с 45% и - неожиданно для большинства наблюдателей - депутат Госдумы коммунист Сергей Левченко с 24%. Несмотря на большой отрыв, в КПРФ не теряют надежды на победу - как сказал "Известиям" секретарь ЦК Виктор Пешков, "Говорин выбрал весь свой электорат, а у нас есть еще столько же, сколько взяли в первом туре. Сумеем отмобилизовать - победим".
"Мобилизация" действительно очень важное слово для понимания причин побед КПРФ. Воскресные выборы поставили рекорд низкой активности избирателей: в Нижегородской области к урнам пришел лишь каждый третий - 35%, а в Иркутске - 37%. Потоки компромата отпугивают неполитизированных избирателей, в итоге среди проголосовавших повышается доля коммунистического электората - людей с четкими политическими взглядами, привыкших ходить на выборы.
И все же сама по себе победа коммуниста в Нижнем не стала бы сенсацией, если бы не место, где она произошла, и идеологический оттенок, приданный выборам полпредом президента в Приволжском округе Сергеем Кириенко. Нижний все девяностые годы считался провинциальным оплотом реформ - на всех выборах коммунисты получали там меньше голосов, чем в среднем по России, в регион было вложено немало западных инвестиций, да и знаменитые выходцы из Нижнего вроде Немцова и Кириенко упорно говорили о демократичности своих земляков. Объявив соревнование Склярова и Ходырева идеологическим, борьбой между "Единством" и КПРФ, полпред лукавил - ведь даже его соратники признавали, что "еще не ясно, кто из них больший коммунист". Но все же доля истины в политическом противопоставлении Склярова и Ходырева есть - избиратели голосовали за Ходырева именно как за представителя КПРФ. И теперь Геннадий Зюганов гордо заявляет, что "десятилетие реформ не дало ожидаемых результатов... народ снова пошел за нами". Формально у Зюганова есть все основания "гордиться" народом - после этих выборов количество регионов, где коммунисты находятся у власти, перевалило за половину от числа субъектов федерации - 45. Из них в 37 коммунисты или поддержанные ими кандидаты возглавляют исполнительную власть, а еще в восьми - законодательную.
Но проблема в том, что количество отнюдь не означает качества. Из почти 40 коммунистических губернаторов в лучшем случае 10 можно отнести к стойким партийцам. Остальные вынуждены колебаться вместе с линией президента. Достаточно вспомнить, как активно губернаторы-коммунисты подключились к строительству прокремлевского "Единства". Вот и Ходырев уже заявил о том, что приостанавливает свое членство в КПРФ - "для пользы дела". Показательно, что Ходырев сослался при этом не только на разговор с Зюгановым, но и вспомнил Путина, который "демонстрирует пример, не являясь лидером никаких политических партий". Понятно, что для прагматичного Кремля уже не имеет принципиального значения, какого цвета губернатор, - важно, чтобы он ловил мышей.
Беспартийные коммунисты
Приход к власти порой способствует смене ориентации
Победа Геннадия Ходырева на выборах в Нижнем Новгороде более всего неприятна не Кремлю, а "одной седьмой" президента - полпреду в Приволжском округе Сергею Кириенко. Он потратил весь последний год на то, чтобы прибрать к рукам власть в центре своего округа. И это у него почти получилось. Большинство полномочий перетекало от губернатора Склярова к подобранному Кириенко главе областного правительства. Новый губернатор вряд ли согласится стать зиц-председателем при деловом полпреде. Но, как показывает новейшая российская история, у губернатора-коммуниста выбор не так уж и велик - или проявлять себя верным партии и оставаться один на один с проблемами области (как брянский Лодкин), или идти на компромисс со своими взглядами в обмен на помощь из федерального бюджета (как подавляющее большинство "красных губернаторов"). Есть, правда, еще и третий путь - вдрызг разругаться с помогавшей тебе избраться партией, как сделал это Александр Руцкой. Впрочем, последний путь не помогает ни подружиться с Кремлем, ни сохранить власть.
Вот несколько примеров того, как вели себя после избрания губернаторами коммунисты.
Консенсус с президентом
"Беспартийный коммунист" Аман Тулеев (как он сам именовал себя в многочисленных предвыборных программах) официально "порвал" с компартией после истории с ГКЧП, ударившей по его политическим амбициям: за поддержку действий путчистов указом Ельцина Тулеев был снят с поста председателя исполкома Кемеровского облсовета.
В продолжение первого срока президентства Ельцина Тулеев демонстрировал откровенную оппозиционность правящему режиму. В 1995 году был избран в Госдуму по федеральному списку от КПРФ под третьим номером. В 1996-м баллотировался в президенты, однако накануне первого тура выборов снял свою кандидатуру в пользу Геннадия Зюганова. Пути бывших соратников разошлись достаточно скоро: уже в августе 1996-го Тулеев был назначен министром по делам СНГ, а в 1997 году - главой администрации Кемеровской области. Впоследствии размежевание с лидером коммунистов лишь усилилось, а на президентских выборах в 2000-м, где Тулеев баллотировался самостоятельно, перешло в открытое противостояние. И в последнее время все сколько-нибудь значительные высказывания Тулеева неизменно выражают полный консенсус с политическим курсом, проводимым президентом Путиным.
Александр ЕГОРЕНКО, Кемерово
Борец с коррупцией
Пять лет назад, ввязавшись в борьбу за губернаторское кресло, Василий Стародубцев обещал избирателям покончить с "пятилеткой воровства", "вытеснить с прилавков магазинов иностранную еду", отказаться от "грабительской" помощи Запада, увеличить социальные пособия, пенсии и зарплаты бюджетникам, "повести решительную борьбу с коррупцией" и "подать пример передового хозяйствования всей России". Однако надежды соратников Стародубцева на построение социализма в отдельно взятой области были сильно преувеличены. Главный борец с преступностью и коррупцией сам оказался фигурантом уголовного дела, возбужденного налоговой полицией (руководимый Стародубцевым колхоз имени Ленина укрыл от налогообложения 67 млрд неденоминированных рублей).
Грандиозные экономические проекты Стародубцева типа массового насаждения кукурузы или строительства нефтеперерабатывающего завода обошлись налогоплательщикам в десятки миллионов долларов и завершились полным конфузом. Кукуруза вымерзла. Нефтезавод, который, как обещал Стародубцев, уже в 1998 году полностью обеспечит тульских аграриев дешевым топливом, так и не заработал. А обещания увеличить социальные выплаты, как всегда, кончились в пользу чиновников. Недавно контрольная комиссия облдумы обнародовала результаты проверки внебюджетного фонда обладминистрации: как выяснилось, средства, предназначенные для малоимущих, уходили на оплату отдыха чиновников, оформление офисов и подобные цели. Коммунистический фундаменталист Стародубцев на практике оказался, по выражению бывшего депутата облдумы Олега Худякова, "хитроватым, прижимистым колхозником", который "продолжает тащить все под себя..."
Сергей ЖДАКАЕВ, Тула
Верной дорогой идете, товарищи
Губернатор Ставропольского края Александр Черногоров пришел к власти на второй срок в декабре прошлого года и практически с теми же лозунгами, что и в начале своей политической карьеры. Сделать край дотационным ему пока не удалось. Зато в части идеологии его действия по-прежнему греют сердца преданных избирателей. Так, Черногоров возродил социалистическое соревнование среди тружеников полей и ферм. Правда, как раз фермеров оно и не касается - итоги подводятся среди хозяйств, по старинке называемых коллективными. А в жатву Черногоров, совсем как в свое время Горбачев, садится на комбайн и делает пару кругов, не забывая при этом сотовый телефон. Недавно Черногоров заявил, что обратился к Путину с идеей учредить награду "Герой труда России". Усилиями губернатора возрождено пионерское движение, восстановлена деятельность ученических производственных бригад, действует и ширится "Зарница" - на этот раз с отчетливым казачьим уклоном.
Ну а в политике приверженность старым ценностям выражается в организации протестов против принятия Земельного и Трудового кодексов. Правда, в последнее время губернатор на митингах протеста старается не светиться.
Виктория СТЕПАНОВА, Ставропольский край
Оренбургский тихоня
В Оренбургской области кандидат от КПРФ, депутат Госдумы аграрник Алексей Чернышев оказался в губернаторском кресле неожиданно даже для себя самого - предполагали, что на выборах в Оренбуржье победят "большие деньги". Первое, что сделал Алексей Андреевич, придя к власти, - официально отказался от своих до этого крепких коммунистических корней. Тогда даже преданные ему товарищи по партии поняли, что "доступ к телу" катастрофически ограничился, а политика губернаторского общения с бывшими друзьями, областными СМИ и массами начала строиться в духе забытого при губернаторе-демократе Елагине партхозактива. Сейчас в области говорят, что Чернышев собрал в свою команду тех, кого знал по прежней работе, и не его вина, что все они оказались бывшими партработниками. Если не знать, что Чернышев из бывших коммунистов, то по его деятельности об этом и не скажешь. Он - рабочая лошадка, которая нигде и никак не афиширует собственной позиции.
Светлана ПОПОВА
В Нижегородской области Геннадий Ходырев увеличил количество своих сторонников по сравнению с первым туром более чем в два раза - с 24 до 59%. Ивану Склярову почти не удалось расширить свой электорат - у него 27% вместо 21% в первом туре. Против всех проголосовал каждый десятый.
В Иркутской области выбирали из семи кандидатов, однако реальная борьба развернулась между тремя из них - нынешним губернатором Борисом Говориным, членом Совета федерации Валентином Межевичем и депутатом Госдумы коммунистом Сергеем Левченко.
Говорин набрал 45,5%. Настоящим сюрпризом стал выход во второй тур Левченко - у него 23,8%. За Межевича проголосовало 12%. Между тем именно Межевича считали главным соперником губернатора. Однако в последние дни на кандидата и его родственников обрушился поток лжи. Народу внушали, что кандидат нажил состояние неправедным путем и идет во власть, чтобы "приватизировать область".
Массированная атака свое дело сделала - люди, которые хотели отдать голоса сенатору, от него отвернулись. И повернулись к коммунисту Левченко. На фоне борьбы между командами Говорина и Межевича Левченко оказался самым приличным и "белым" кандидатом.
Ирина ЛЕНЬШИНА, Иркутская область
Как вы относитесь к тому, что новым губернатором Нижегородской области стал коммунист?
Борис НЕМЦОВ, руководитель фракции СПС:
- Главная задача выборов была решена еще в первом туре - существовала угроза, что к власти в области придет человек с уголовным прошлым. Причины поражения прежнего губернатора в том, что все реформы, которые проводились в области, все, что мы делали вместе, полностью перечеркнуто. Отсюда - снижение уровня жизни населения и очевидная слабость власти. Что касается избранного губернатора, то если он будет проводить такую же политику, как Квасьневский, Блэр и Бразаускас, то сможет вернуть экономику области на путь правых реформ, а это наиболее эффективный курс. Я приветствую заявление Ходырева о приостановлении его членства в КПРФ. Коммунисты не должны питать иллюзий, что область теперь станет "красной". Об этом мы договаривались с Ходыревым между первым и вторым туром. СПС будет всячески поддерживать его экономические реформы и борьбу с коррупцией.
Сергей ИВАНЕНКО, заместитель руководителя фракции "Яблоко":
- Сегодня в стране существуют только две партии, две политические силы - партия власти и официальная оппозиция в лице КПРФ. Особенностью нашей политической системы является то, что политики, участвующие в выборах глав исполнительной власти, перестают быть политиками, когда они эти выборы выигрывают. Когда коммунисты выигрывают губернаторские выборы, они перестают быть коммунистами и становятся чиновниками. Все эти губернаторы на самом деле являются членами партии Путина независимо от своей формальной принадлежности. Символично, что сразу после своего избрания Геннадий Ходырев приостановил свое членство в КПРФ. Думаю, это результат предвыборных консультаций и политического торга. "Яблоко" это не устраивает. Мы вместе с нашими союзниками из СПС будем стремиться к тому, чтобы формировалась третья политическая сила.
Юрий ЛЕБЕДЕВ, мэр Нижнего Новгорода:
- Многие нас обвиняют в том, что область стала "красной". Ничего подобного. "Красной" она не стала, просто людям захотелось нормальной жизни, им надоела вражда области и города. Бывший губернатор за два года своего правления привел область к банкротству, она задолжала, по оценкам специалистов, сумму, равную двум городским бюджетам, так что шанс его переизбрания был достаточно низким. С Ходыревым мы встречались и до первого тура выборов, и после. Мы пообещали, что никакой вражды не будет - ни со стороны города, ни со стороны области. Официально заявляю, что с 30 июля мы будем жить мирно.
Виктор БЕЛЯЕВ, генеральный директор ОАО "ГАЗ":
- Губернаторские выборы - это выбор, в первую очередь, самих нижегородцев, и предварительные результаты показывают, что этот выбор они сделали вполне зрело и взвешенно - все основные претенденты на губернаторский пост имели возможность выступить перед трудовым коллективом ГАЗа. Так что будем стараться решать многочисленные проблемы области вместе с новым губернатором.