Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В парламенте Молдавии назвали выборы единственным шансом изменить ситуацию в стране
Мир
Посол РФ назвал ситуацию с протестами в Сербии серьезной
Мир
Уровень запасов газа в хранилищах Европы опустился ниже 50%
Наука и техника
Мишустин заявил о росте значимости науки в развитии России
Армия
Экипаж Ми-28 нанес удар по технике ВСУ в приграничном районе Курской области
Мир
Трамп отменит инициативу Байдена по отказу от пластиковых трубочек
Мир
В Китае в результате оползня пропало без вести более 30 человек
Мир
Постпредство РФ при ЕС назвало выход стран Балтии из БРЭЛЛ политическим шагом
Общество
Путин поручил проработать вопрос геномной регистрации бойцов СВО
Происшествия
Над Вологодской областью успешно подавили дрон ВСУ
Мир
Посол РФ отверг возможность посредничества Швейцарии в переговорах с Украиной
Мир
Постпред Лукашевич назвал неоднозначным начало председательства Финляндии в ОБСЕ
Мир
СМИ указали на необходимость отказа Украины от ряда территорий для мира с РФ
Спорт
Дегтярев открыл в Туле Кубок по легкой атлетике среди спортсменов-паралимпийцев
Армия
ВС РФ поразили обеспечивающий работу ВПК Украины объект газонефтяной отрасли
Мир
МИД РФ отправил ноту Британии после инцидента с журналисткой в аэропорту Внуково
Мир
В США предрекли поражение Запада из-за плана Трампа по ресурсам на Украине

МЕХАНИЧЕСКАЯ РЕПА

Питерское издательство "Ред Фиш" выпустило на русском языке повесть Ирвина Уэлша "Экстази: Три истории о любви и химии" - четвертую по счету (и первую выходящую по-русски) работу удивительного шотландского прозаика, которого у нас успели полюбить, разлюбить и забыть напрочь, так и не прочтя ни одной его книжки
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Ирвину Уэлшу повезло, что он шотландец. Англичане худо-бедно понимают две трети того, что он говорит, все же прочие не понимают вовсе. Съездив пару лет назад в рекламный тур по США, он с удовлетворением отметил, что на литературных вечерах, где он выступал с отрывками из своих произведений, аудитория воспринимала его в основном визуально, а литкритик из Time, взявший у него интервью, так и не понял ответа ни на один из своих вопросов. Сходным образом обстоит дело и с книгами. Написанные на ломовой англо-шотландской тусовочной фене, они адекватно воспринимаются в пределах клубной англо-шотландской тусовки и только. Остальные народы мира не могут разобрать половины написанного и любят Уэлша за другое: например, за программный монолог "Выбирай жизнь" из Trainspotting, написанный на литературном английском киносценаристом Дж. Ходжем, которому за то был "Оскар". Именно языковой барьер, искусно поддерживаемый самим героем нашей сказки (кстати, про интервью в Time - явное вранье, читали мы это интервью - все понятно), мешает народам мира узнать страшную тайну Уэлша, заключающуюся в том, что прозаик он никакой. Успех Trainspotting был сродни успеху сериала "Менты" и основывался на элементарном эффекте узнавания. Миллион английских рейверов увидели напечатанным на бумаге слово "марка" и снесли книжку с прилавка. Другой миллион узнал, как там вмазываются. А по факту двухмиллионного тиража литературным критикам оставалось только найти на 340 страницах сцену избиения кого-нибудь ногами и со спокойным сердцем писать, что вот типа простой шотландский парень, выходец из рабочего класса, молодой специалист и большой поклонник психоактивных препаратов на досуге написал "Заводной апельсин" 90-х. Потом было кино, и все сразу забыли, что смешных шуток про футбол и супермаркеты в книжке не было, а Рентон в оригинале был рыжий, в прыщах и собирал волосы в хвост, ничуть не похожий на Юэна Макгрегора. После фильма Дэни Бойла Уэлш враз стал мировой звездой, а дома и вовсе стал числиться главным молодежным гуру, в каковом качестве и пребывает по сей день. Благо он, как и прежде, глотает все, что под руку подвернется, в результате в свои 43 седой как лунь, а белоснежная щетина на бритой голове порождает упорные слухи о том, что от него, как от БГ, сияние исходит. "Экстази" - первая книжка Уэлша, написанная им в качестве профессионального литератора (Trainspotting, как известно, он набивал на служебном компьютере, сидя в своем кабинете в здании эдинбургской мэрии). К чести Уэлша, к своему новому статусу он отнесся серьезно и даже, похоже, сам начал баловаться чтением книг (в недавнем интервью "Независимой газете" говорит, что Достоевского читал), что не могло не сказаться благотворно на его собственном письме. По сравнению с композиционным кошмаром Trainspotting, "Экстази" кажется дивно структурированной и не лишенной некоторого хамоватого изящества вещицей. У писательницы сентиментальных книжек после инсульта, вызванного ожирением, открываются глаза на мир: она прогоняет мужа-нахлебника и переделывает очередной дамский роман в жесткое постмодернистское порно. Девочка без рук мстит фармацевтам-убийцам, продавшим ее маме экспериментальную таблетку. Отважный патологоанатом из хорошей семьи борется с коррумпированным начальством областной клиники, позволяющим популярному телеведущему-некрофилу посещать больничный морг. А двое славных и несчастных людей ищут большую любовь - и что бы вы думали! Впрочем, изобретательность и юмор Уэлша - совершенно вторичного, киношного свойства: почти все, что он напридумывал, уже как-то показывали по телевизору. А тонны амфетаминов, поглощаемых героями, почти сразу становятся стилистической составляющей и в таковом качестве бесят. К тому же переводчик убежден, что человека, предающегося содомии, надо называть словом "содомист", что тоже бесит - мы-то точно знаем, как его надо назвать. Ирвин УЭЛШ родился в 1958 в Эдинбурге в семье торговца коврами и официантки. В 16 лет, сразу после школы пошел учеником в мастерскую по ремонту телевизоров, но после того как его чуть не убило током, немедленно уволился. Копал канавы, мыл посуду, пел в двух панк-групах, из обеих был выгнан, потому как петь не умел. В начале 80-х Уэлш полтора года просидел на героине, после чего ухитрился соскочить. Впоследствии взялся за ум, работал в ряде госучреждений, торговал недвижимостью и подумывал об открытии собственной риэлторской фирмы, но отказался от этой идеи после того, как к нему пришел писательский успех. В 1993 году его повесть Trainspotting, в основу который лег ежедневник, который Уэлш вел на протяжении 18 месяцев своей героиновой зависимости, стала бестселлером в Великобритании и вошла в шорт-лист Букеровской премии. Автор повестей "Экстази" (1996), "Грязь" (1998) и "Клей" (1999), а также сборников рассказов "Кошмарный сон аиста-марабу" и "Эйсид хаус". Самый богатый из ныне живущих шотландских писателей. Начиная с 1998 года его личный годовой доход составляет около 1 млн фунтов, причем большую часть этой суммы Уэлшу приносит спекуляция квартирами. В настоящий момент живет в Амстердаме. Работает над романом "Порно" (про порно) и киносценарием к сиквелу Trainspotting.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир