Стремительно развивающиеся азиатские страны требуют притока энергоресурсов. Несмотря на то, что "азиатские тигры" еще не успели оправиться от тяжелейшего кризиса, на рынках Юго-Восточной Азии наблюдается стабильное повышение спроса на энергоносители. Особняком стоит Китай. Создается впечатление, что все мировые экономические катаклизмы обходят стороной Поднебесную империю. Китай ежегодно дает прирост в экономике 7%. Чрезвычайно емкий китайский рынок нуждается во все большем объеме сырья.
Ближайшие соседи не могут в полной мере удовлетворить потребности Китая, так как, с одной стороны, продолжают бороться с последствиями кризиса, а с другой - неспособны предложить достаточных объемов нефти. Например, в Индонезии и Брунее в последнее время наблюдается устойчивый спад производства нефти.
Это и заставило Россию и Китай с большим интересом взглянуть на перспективы сотрудничества в нефтяной сфере. В свою очередь, рост объемов добычи заставляет российские компании активнее "работать локтями" и пробивать себе дорогу на новые рынки сбыта.
Восточное направление развития экспорта выглядит с каждым годом все более привлекательным. Возможность поставлять нефть на Восток снижает остроту проблемы покорения западного рынка. Более того, заключение с Китаем долгосрочного соглашения по согласованной формуле цены вносит элемент экономической стабильности для обеих стран.
Китайское руководство во главе с председателем КНР Цзян Цзэминем приняло по-восточному мудрое решение. До настоящего времени нефть поступает в Китай от стран - членов ОПЕК, но этого недостаточно. Руководство КНР поставило задачу диверсификации импорта сырья и развития отношений с новыми странами-экспортерами. Наглядным примером является Япония, которая предпочла диверсифицировать источники поставки энергоносителей, лишив страны ОПЕК монополии на таковые. Япония также присматривается к России, оценивая перспективы заключения соглашений о поставках нефти. Вполне вероятно, что строительство трубопровода в Китай станет отправной точкой для расширения рамок проекта с последующим протягиванием ветки трубопровода в Корею и до нефтеналивных терминалов на побережье.
Заключение соглашения стало результатом долгой и кропотливой работы российско-китайской межправительственной комиссии. Статус договоренностей между правительствами, увеличивая значение проекта, одновременно замедлял его развитие. Тем не менее рабочей группе подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики, деятельность которой с российской стороны координировал замминистра энергетики Петр Нидзельский, а с китайской - заместитель председателя Государственного комитета по экономике и торговле Чжан Чжиган, удалось совершить прорыв. Были рассмотрены тонны документов, учтены интересы обеих сторон. К моменту подписания соглашения обе стороны имели ясную картину будущего проекта. На заключительном этапе к переговорам лично подключились председатель Госплана Китая Цзэн Пэйянь и министр энергетики России Игорь Юсуфов.
Экономические выкладки для соглашения были разработаны группой топ-менеджеров во главе с Сергеем Тер-Саркисянцем и Александром Темерко. Но принципиальные решения принимались на уровне руководителей компаний. Несмотря на острое желание ускорить процесс согласования документов и условий проекта, руководители "Транснефти" Семен Вайншток, "ЮКОСа" Михаил Ходорковский и президент КННК Ма Фуцай были вынуждены сдерживать порывы, приведя свои желания в соответствие с интересами своих государств.
Итог трехлетней работы был подведен в Белом доме на встрече Михаила Касьянова и Цзянь Цзэминя. В результате всех действий Россия и Китай договорились о проекте стоимостью 1,7 млрд долларов. Предполагается, что с 2005 года в Китай по новому трубопроводу будет ежегодно поступать 20 млн тонн нефти, а с 2010 года объем поставок достигнет 30 млн тонн. Оператором трубопровода станет "Транснефть", а основные объемы нефти гарантирует "ЮКОС" с месторождений в Томской области, Восточной и Западной Сибири.
Экономическая выгода сопутствует политическим интересам сближения России и Китая. Россия получит возможность расплатиться по внешним долгам, не прибегая к дополнительным заимствованиям (на первом этапе только в виде налогов и пошлин государство получит около 3 млрд долларов), а у Китая появятся дополнительные аргументы во внешнеполитических дискуссиях.