Интригу, которая не предполагалась, сегодня раскрутил действующий президент ОКР Виталий Смирнов. После избрания вице-президентом Международного олимпийского комитета в интервью газете "Спорт-экспресс" он заявил, что окончательно решил: свою кандидатуру на очередных выборах не выставлять. "Мне уже 67, и 11 из них я возглавляю ОКР. Настало время уступить это кресло другому", - сказал, в частности, Виталий Георгиевич.
Тут же Смирнов назвал имя чаемого преемника - своего заместителя, первого вице-президента ОКР Леонида Тягачева. Еще сегодня утром работники спортивных федераций, расфасованных по кабинетам в том самом здании на Лужнецкой набережной, спрашивали корреспондента "Известий": "Ну что, кто у нас теперь будет президентом?" Ближе к обеду кандидатуру Тягачева на пост президента ОКР выдвинули федерации зимних видов спорта.
Сегодня же состоялась пресс-конференция известных спортивных деятелей, пожелавших выразить свою поддержку Тягачеву. Вообще-то мероприятие анонсировалось как встреча с президентом Союза биатлонистов России олимпийским чемпионом Александром Тихоновым. Но пришли начальник ЦСКА, президент федерации спортивной борьбы России, олимпийский чемпион Михаил Мамиашвили; президент БК ЦСКА олимпийский чемпион Александр Гомельский; координатор рабочей группы "Солт-Лейк-Сити-2002" олимпийский чемпион Виктор Маматов; олимпийский чемпион Александр Горшков и президент федерации детского спорта России Шевалье Нусуев. Тихонов не пришел.
О чем говорили на пресс-конференции, догадаться нетрудно. Большая часть времени ушла на то, что каждый из присутствующих поделился своим счастьем встретиться на тернистом жизненном пути с Леонидом Тягачевым. О том, каким хорошим спортсменом и блестящим тренером он был. Каким авторитетным спортивным чиновником и удачливым бизнесменом от спорта стал. И каким при этом добрым, отзывчивым, честным человеком остался.
Но у каждого было о Тягачеве и что-то свое. Гомельский, например, вспомнил: "Он и меня учил кататься на горных лыжах". Мамиашвили сказал: "Я верю Тягачеву, потому что с ним дружил покойный дядя Ваня Ярыгин, совесть всех борцов". А Маматов и Горшков едва не заспорили, кто работал с Тягачевым дольше; оказалось, что первый - только 15 лет, а второй - уже 20.
"Мы ведь призываем голосовать не просто за хорошего человека", - подвел было черту Мамиашвили. "Но, похоже, происходит именно это, - заспорил корреспондент "Известий". - Кто из присутствующих уже ознакомился с программой Тягачева? Расскажите, каковы ее основополагающие принципы?" Из состояния задумчивости всех вывел Мамиашвили: "Откройте Олимпийскую хартию. Это и есть программа Тягачева".
Мамиашвили вообще блистал. Когда на пресс-конференции выяснялось, что о желании баллотироваться на пост президента ОКР заявил министр спорта Чувашии Краснов, и все засмеялись, Мамиашвили призвал: "Пусть расскажет нам о состоянии физической культуры и спорта в республике". Впрочем, кандидатом в президенты Краснова, чье имя никто не вспомнил, пока не зарегистрировали - не хватило каких-то справок. "О доходах", - в третий раз за полчаса вспомнил о деньгах насущных Гомельский.
Ну а кроме шуток, в ситуации, когда решил больше не работать президентом Смирнов и традиционно ничего не ясно с Александром Карелиным, именно кандидатура Тягачева представляется наиболее перспективной, всех более или менее устраивающей. О нем, что признали даже участники отчетной пресс-конференции, действительно говорят в кулуарах много чего, в том числе не совсем хорошего. Но и положительных фактов в биографии Тягачева хватает.
Наверное, никто, кроме Гомельского, не помнит, как он катался на горных лыжах. Но что был хорошим тренером - документально засвидетельствованный факт: по итогам олимпийского 1980 года Международная федерация лыжного спорта признала Тягачева "лучшим тренером по альпийским дисциплинам".
Уже в новейшей российской истории нынешний "претендент № 1" три года (дольше всех) возглавлял Государственный комитет Российской федерации по физической культуре, спорту и туризму. Не исключено, что он сможет наконец решить проблему взаимоотношений двух влиятельных российских спортивных структур - Госкомспорта и ОКР.
Также Тягачев имеет вес в среде крупных западных бизнесменов (мелким бизнесом он давно не занимается), способных вкладывать деньги в наш спорт. Кстати, в Дмитровском районе, на насыпанных искусственных горах, уже работает детская школа-интернат Леонида Тягачева. Первая, но не последняя. Причем построенная без участия бюджетных средств. Хотя получить их Тягачеву, наверное, не составило бы труда: сейчас он катается с гор вместе с президентом России и его семьей.
Тем не менее называть Тягачева новым президентом ОКР до голосования - значит торопиться и смешить. Может, решит остаться Смирнов - такое легко предположить, зная его эмоциональную натуру. Скажет Смирнов, что его попросили остаться, - и все дела. Хотя такой поворот все-таки маловероятен. Но может случиться и так, что на выборах президента ОКР решит-таки выдвинуть свою кандидатуру знаменитый борец Александр Карелин. Он уступает Тягачеву в опыте, но превосходит в государственности, авторитете и умении открывать двери нужных кабинетов. Тем более что президент Путин бороться начал раньше, чем кататься на горных лыжах.