- Как обстоят дела у студии после всех финансовых и юридических потрясений?
- Судебные дела, слава богу, все закончились - студия больше не в состоянии банкротства. Впрочем, она и не была банкротом - это был вопрос несостоятельности законодательства. Мы пережили тяжелый период, я не скрою, но он нас закалил, мы поняли про себя что-то, оценили свои возможности, силы. Студия за последние два года наконец стала прибыльной. Хотя мы платим огромные коммунальные платежи, а сейчас у Минимущества еще появилась новая идея, что мы должны 10% прибыли им отдавать. Видите, в каком ужасном состоянии наши лестницы, вход... Хотя я сознательно этого не делаю - мне кажется, что я не имею права сейчас тратить деньги на ремонт, вместо того чтобы вкладывать их в производство и технологическое обновление. Например, мы построили телевизионную студию, одну из лучших в Москве, приступили к постройке долби-студии.
Правда, сейчас начинается новый этап, который может оказаться более сложным, - акционирование. По указу президента два флагмана в нашей отрасли - мы и Свердловская студия - будут первыми проходить акционирование. Думаю, что мы будем благоразумны и проделаем это без каких-либо экстремальных ситуаций. Хорошо, что не вся отрасль, не все чохом, потому что у Шахназарова на "Мосфильме" одна ситуация, у "Союзмультфильма" - другая, у нас - третья. К каждому объекту надо подходить индивидуально. Два с половиной года назад, когда я принимал решение занимать или не занимать кресло директора, для меня основным вопросом была возможность акционирования студии.
- Появятся ли у студии заграничные акционеры?
- У нас есть предложения от крупных западных партнеров. Но мы их ставим во второй эшелон, потому что есть крупный государственный банк, которому мы отдаем предпочтение. Потому что мы считаем, что в первую очередь необходим собственный, национальный продукт.
- Какой именно?
- Нужно создавать фильмы-сказки для детей, телесериалы для подростков... Необязательно такие легковесные, романтические, как "Элен и ребята". Детские программы, которые сейчас есть в эфире, - это крупицы. Я убежден, что если сейчас делать в кино шлягер, то он должен предназначаться для подростков. Семьдесят процентов зрителей в модных кинотеатрах - это ребята от 13 до 25 лет. Конечно, эти фильмы должны быть сделаны жестко и современно, но искренне и чувственно.
- Что вы уже можете предъявить зрителю?
- Сейчас мы закончили первый блок телефильмов из проекта "Русский водевиль". Разные режиссеры сняли пять водевилей. Кроме того, мы заканчиваем очень большой проект - "Саломею". Это исторический сериал вроде "Петербургских тайн", но более напряженный. Очень звездный состав, даже в эпизодах играют известные артисты. Например, у Ракова было два съемочных дня. Сценарий написан на 30 серий, сейчас мы сняли 10 и будем смотреть, как пойдет. Первый канал и ТВЦ рвут эту вещь.
- Как вам удается руководить студией и снимать фильмы?
- А я не снимал все это время.
- Как же "Аз и ферт" из "Русского водевиля"?
- "Русский водевиль" - это продолжение традиций знаменитого малобюджетного пакета, но немножко в другой интерпретации. "Аз и ферт" у меня занял несколько недель.
- Вам не обидно, что вы сейчас не можете снимать?
- Обидно, конечно. Я четыре года мечтал снять "Маленького лорда Фаунтлероя", но, к сожалению, проект ушел к другому режиссеру.
- Вы поддерживаете какие-нибудь отношения с прежним руководством студии?
- С Ливневым Сережей? Он в Америке. Он считает, что я несправедлив к нему, я думаю, что наоборот - была возможность раскрутить и уголовные дела, но я не стал этого делать. Со всем тем наследием, которое от него осталось, я уже разобрался - и с долгами, и с обязательствами. Просто было такое бесшабашное время. Думаю, не один Сергей Давидович был виноват. Но все это уже закончено, надо думать о завтрашнем дне.
- Как вы думаете, сама идея малобюджетного кино была плохой или воплощение подкачало?
- В принципе идея эта реальна. В том, что произошло, были и положительные моменты: люди получили работу, ведь до того на студии была пустошь. Я не люблю этот пакет - он агрессивный и кажется мне даже аморальным. "Русский водевиль" - это тоже малобюджетный продукт. Можно дешево снимать кино, не покидая культурного пространства.
- Какие еще планы у студии?
- У нас подготовлен блок из трех фильмов и три сериала. Мы ждем решения крупной компании, заключит ли она с нами договор. Вы же знаете этот закон, по которому фирмы могут часть налога на прибыль не отдавать государству, а вкладывать в национальное кино? Идея звучит красиво, но предприятиям это не очень выгодно, они ставят определенные условия... Раньше мало кто афишировал свою прибыль. Теперь, когда контроль ужесточается, фирмы посмотрели и в нашу сторону. И правильно сделали - кинематограф во всем мире приносит огромные доходы. Россия в этом отношении является величайшим, глупым и бездарным исключением из мирового сообщества. Что-то у нас неправильно склеили где-то, и кино у нас стало убыточным. Или, может быть, нам прокатчики рассказывают байки. Мы готовим продолжение "Саломеи". Кроме того, в августе мы запускаем сериал "За кулисами" - это удивительно точный срез состояния нашего государства через театр. Только что закончен фильм "Заложник" - это кино и четыре серии для телевидения, боевик. Есть экспериментальная работа - "Цветущий холм среди пустого поля" Андрея Эшпая. Мы впервые снимали фильм в цифре, поэтому я и считаю его экспериментом.
- То, о чем вы говорите, - это же не детское кино...
- С детской продукцией плохо. Просто плохо. Каналы ее не берут, у них нет времени для эфира. Детские программы сократились до уровня преступления. У нас есть уже снятый пилот, замечательный проект семейного сериала про домового, которому непонятно сколько лет - то ли пять, то ли триста. Детские проекты всегда дорого стоят. Другое дело - они все вернут. "Золушка", труженица, работает уже 55 лет.
- Возродится ли детское кино?
- Не знаю, доживу ли я до этого. Но, думаю, возродится. Потому что оно самое рентабельное, его покупает гораздо больше стран, чем взрослое. Но до этого никому дела нет.
- У вас в "Мио, мой Мио" когда-то снимался Кристиан Бейл, который сейчас стал звездой...
- Да. С ним связана почти детективная история. Американцы купили "Мио, мой Мио" и спрятали этот фильм, потому что Спилберг запустил "Империю солнца", где Бейл был утвержден на главную роль. Он ни в одном интервью не сказал, что уже снимался у режиссера Грамматикова. Получилось, что Спилберг нашел замечательного мальчика. После успеха "Империи солнца" вытащили "Мио, мой Мио" и показали в прокате. Вот что значит индустрия.