Семь вопросов к экспертам питерского КБ "Рубин" появились на сайте норвежской экологической организации "Bellona", когда до начала операции по подъему АПЛ "Курск" оставались считанные часы. Даже если кто-то из руководителей ЭОН и захотел бы внести коррективы в план и технологические детали работ за несколько часов до их начала, они бы это не успели. Зато идеологический тыл сработал оперативно: на официальном интернетовском сайте операции немедленно появились ответы специалистов "Рубина" на вопросы экологов. Но не на все.
Эксперты "Рубина", если верить публикации на сайте "Операции по подъему АПЛ "Курск", оставили без ответа два вопроса экологов. Первый касается обеспечения безопасности во время переноса корпуса лодки из плавучего дока на сушу. Второй - извлечения ядерного топлива из реактора АПЛ. В целом аргументы экологов сводятся к тому, что корпус подлодки потерял прочность вследствие катастрофы и потеряет ее еще больше после того, как водолазы просверлят в нем технологические отверстия. Кроме того, велика вероятность детонации оставшихся в первом отсеке торпед. И, наконец, корпус подлодки может разрушиться во время подъема на поверхность.
По мнению экологов, заключительный этап операции представляет потенциальную угрозу для 400 тысяч жителей Мурманска. База в Рослякове, куда предполагается доставить корпус АПЛ, расположена всего в 10 км от Мурманска. Жителей города следует предупредить о возможном повышении радиационного фона. Кстати, в начале июля мэр Мурманска Юрий Евдокимов написал в "Рубин" оставшееся без ответа письмо с просьбой подробнее разъяснить предпринимаемые в связи с операцией меры безопасности.
Экологи предупреждают, что извлечение ядерного топлива из любой атомной субмарины чрезвычайно сложный и потенциально опасный процесс. В случае с "Курском" его могут осложнить разрушения корпуса лодки. Присутствие морской воды может стать причиной теплового взрыва реактора. Похожий инцидент случился на Тихоокеанском флоте в 1985 году в бухте Чажма. Существенное повышение радиационного фона отмечалось тогда в радиусе 30 км от места взрыва.
- Эксперты "Рубина" не ответили на некоторые вопросы, касающиеся манипуляций с "Курском" после подъема, потому что эти проблемы, судя по всему, вне их компетенции, - заявил "Известиям" один из активистов "Bellona" Александр Никитин. - Мы не удовлетворены и ответами на остальные вопросы, но то, что в Москве посчитали необходимым на них ответить, радует само по себе.