Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Жителя Сахалина обвинили в контрабанде рыбы на сумму около 20 млн
Общество
Более 40% россиян рассказали о своих ожиданиях повышения зарплаты в 2025 году
Общество
Путин поздравил сотрудников и ветеранов СК РФ с днем образования ведомства
Мир
Глава МИД Ирана прокомментировал всеобъемлющий договор с Россией
Мир
The Times of Israel сообщила о достижении договоренности между Израилем и ХАМАС
Мир
Маск назвал сломанной организацией подавшую на него в суд комиссию в США
Армия
Группировка войск «Восток» сорвала действия двух инженерных групп ВСУ в ДНР
Мир
Президента Южной Кореи Юн Сок Ёля арестовали
Мир
Захарова назвала пожары в Лос-Анджелесе показателем проблем США
Мир
WSJ узнала о планах Трампа подписать указы по поддержке нефтегазовой отрасли США
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали облачность и гололедицу в Москве 15 января
Мир
В Белом доме заявили о планах достичь сделки по конфликту в Газе до 20 января
Интернет и технологии
«ВКонтакте» впервые обошла YouTube по охвату среди россиян
Общество
Трое пострадавших в авиакатастрофе под Актау россиян остаются в больницах
Армия
Военные мотострелковой бригады рассказали о работе на рыльском направлении
Общество
Композитору Максиму Дунаевскому исполнилось 80 лет
Общество
Каждый третий опрошенный россиянин запланировал смену места работы в 2025 году
Мир
РФ и Вьетнам договорились об укреплении двусторонней торговли и наращивании поставок

ВАЛЕРИЙ КОКОВ: "УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ВЫШЕ, ЧЕМ АМБИЦИИ"

Республики Северного Кавказа были и остаются экономически депрессивными. В значительной степени этим обстоятельством объясняется и политическая нестабильность в регионе. Об этом и многом другом размышляет в интервью "Известиям" заместитель председателя Совета федерации, президент Кабардино-Балкарской Республики Валерий КОКОВ
0
Валерий Коков (фото: www.council.gov.ru)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
- Валерий Мухамедович, в этом году налоги между центром и регионами перераспределили в пользу центра и, в конечном счете, в пользу депрессивных регионов. Теперь им будет поступать больше средств из федерального бюджета. Вы, надо полагать, удовлетворены решением? - В громадной стране, в которой 89 субъектов, в том числе десятки национально-государственных образований, существуют разные интересы, и эти интересы различаются прежде всего экономически. Если президент исповедует философию укрепления российской государственности, то совершенно естественно, что он обращается к проблеме создания равных условий хозяйствования для регионов. Нам импонирует линия президента на создание благоприятных экономических условий, особенно для тех субъектов, которые именуются депрессивными и по сей день числятся в списках дотируемых из федерального бюджета. Вины регионов в том, что они оказались депрессивными, нет: в Советском Союзе мы жили по одной идеологии, в том числе экономической. Размещение производительных сил строилось исходя из общегосударственных интересов. И ни у кого не возникало вопроса, почему в одном регионе построили завод-гигант, а в другом нет. Когда мы в одночасье решили перейти к рынку, конечно, условия хозяйствования оказались весьма разнящимися. - То есть республики региона всегда были депрессивными? - В зону Северного Кавказа исторически инвестиции не текли. Ни до революции, ни после - я имею в виду Октябрьскую. И в советский период регион продолжал оставаться почему-то менее насыщенным основными производственными фондами. Если брать Кабардино-Балкарскую Республику, то входить в рыночную экономику ей пришлось с оснащенностью основными фондами в 3,7 раза меньшей, чем в среднем по России. А это рабочие места, обеспеченность людей зарплатой, вообще доходами для нормальной жизни. Как результат, зарплата среднего работающего в республике в 3,4 раза была меньше, чем в среднем по России. Но, наверное, житель Кабардино-Балкарии не виноват в том, что произошла смена общественно-политической системы в стране. А потому правомерно думать об условиях, которые могли бы эту дифференциацию сократить. Я сравнил нашу оснащенность со среднероссийской. А если сравнить с наиболее благополучными регионами, то разница - в 10 и более раз. Вот почему при всех наших усилиях уровень зарплаты и денежных доходов населения и сегодня в 2,5 раза меньше, чем у среднего россиянина. А это не только определяет уровень жзни граждан республики, но создает социальную, а тем самым - и политическую напряженность в Кабардино-Балкарии да и в целом в зоне Северного Кавказа. В еще худшем положении, чем мы, находятся Дагестан, Калмыкия, Ингушетия. И без вклада федерального государства в развитие депрессивных районов сколько-нибудь уверенное развитие России в ближайшие 10-15 лет будет невозможно. - Создается порочный круг. Напряженность в регионе во многом объясняется неустроенностью людей, тем, что инвестиции не идут. А не идут они из-за нестабильности региона. Есть ли выход? - Безусловно. Основа тому - решимость президента Путина укреплять государственность, последовательные шаги по свертыванию военной составляющей в разрешении конфликта в Чеченской Республике, по укреплению гражданской власти, программа восстановления экономики Чечни. Я верю, что в случае целенаправленного проведения этого курса в самом недалеком времени на Северном Кавказе не только воцарится мир, но и появятся реальные возможности развития региона в целом. Многого мы ждем и от реализации федеральной экономической программы "Северный Кавказ", которая находится сейчас в стадии утверждения. - Вы не ожидаете сопротивления курсу на выравнивание экономических условий со стороны регионов-доноров? - Сопротивление со стороны регионов, оснащенных фондами и имеющих мощный экономический потенциал, неизбежно. Но осознание необходимости укрепления единого федеративного государства выше, чем амбиции. Речь ведь не идет о том, чтобы подкармливать тех, кто не работает, а о ликвидации серьезного различия в уровне экономического потенциала. - Вы много говорите об укреплении государственности. Но у многих лидеров регионов свой взгляд на построение вертикали власти. Возможны ли вообще в России единые для всех субъектов система и структура власти? - Есть необходимость сохранения вертикали власти и поиска инструментов, которые позволили бы реализовать полномочия центра, региона, местной власти. Инструменты могут быть разными. Скажем, в Кабардино-Балкарии в селе всенародным голосованием избирается Совет местного самоуправления. Депутаты тайным голосованием избирают председателя Совета. Так вот, человеку, которому оказано доверие быть председателем Совета местного самоуправления, делегируются от власти республики полномочия по реализации наших функций на местах. То есть он, избранный народом дважды, является еще и полномочным представителем власти субъекта в своем селе. Эта схема работает 10 лет. И приносит плоды.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир