Четырехкомнатная квартира Улановой на Котельнической набережной, драгоценности, меха и антиквариат ждут своей судьбы уже три года. А также огромная библиотека, архив и просто памятные вещи. Например, балетные туфли с автографами Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Веры и Михаила Фокиных. Все это было описано комиссией по сохранению наследия балерины, специально созданной при Министерстве культуры. Комиссия решила превратить квартиру в дом-музей и передать ее в ведение музейного фонда. Рассматривался и другой вариант - отдать музей в ведение Большого театра, где балерина проработала полвека. Или в музей Бахрушина, который еще при жизни Улановой устраивал выставку предметов ее архива. Какие-то вещи Минкультуры хотело передать престарелым актерам и ученикам народной артистки.
В 1998 году подобное решение еще не входило в противоречие с планами налоговиков. Тогдашний начальник Госналогслужбы Георгий Боос обязал налоговые органы передать имущество Улановой, признанное культурной ценностью, "музеям с учетом предложений Министерства культуры".
Однако произвести эту операцию было невозможно, потому что объявились мнимые родственники балерины. Больше двух лет они судились за наследство, пока Мосгорсуд не признал его собственностью государства. И тут в дело вмешалась инспекция № 5.
- Мы будем вывозить и реализовывать имущество Улановой. Ценности сдадим в Гохран, как это всегда делается, который, в свою очередь, придет к определенному мнению об их дальнейшей судьбе, - заявила в интервью радио "Эхо Москвы" инспектор Анна Рябцева.
Инспектор не усматривает особой ценности наследия:
- Там всего одна именная медаль, остальное все - побрякушки.
- Я вам сейчас покажу "побрякушки", - заявила "Известиям" секретарь комиссии по сохранению наследия Галина Дарузе, доставая материалы описи наследия. - Как вы думаете, какое имущество может быть у звезды, великой балерины? Тут одних только драгоценностей, в том числе фамильных, 96 предметов на сумму больше 450 тысяч долларов.
Рябцева упрекает Минкультуры в том, что оно не могло в течение долгого времени решить, как распорядиться имуществом Улановой. Однако причина тому - затяжной судебный процесс.
- За действиями налоговой инспекции № 5 стоят очень простые интересы, - утверждает Дарузе. - Квартира стоит огромных денег. А драгоценности после национализации можно продать через какую-нибудь сомнительную фирму "своим" по цене лома, архив же и библиотеку просто выбросить.
Галина Дарузе утверждает, что вопрос о наследии Улановой - не дело налоговой инспекции № 5. Его нужно решать на высшем уровне с представителями Министерства налогов, Минкультуры и Минимущества.