РОКИРОВОЧКА
Пассажирские перевозки в Соединенных Штатах осуществляются государственной железнодорожной компанией Amtrak. Как и во всем мире (исключение одно - Япония), этот вид бизнеса является в целом убыточным. Для поддержки пассажирского сообщения внутри страны Amtrak выделялась целевая субсидия из госбюджета США. Однако, по сообщению газеты из Филадельфии, с 2003 года эта дотация будет отменена. Предполагается, что за это время компания сумеет стать экономически самостоятельной. По словам президента Amtrak Джорджа Уоррингтона, его компании необходимо использовать любой способ получения доходов для обеспечения своей деятельности. Именно это и заставляет Amtrak все больше заниматься бизнесом, не связанным с пассажирскими перевозками. Тем более что новые проекты по профильному направлению приносят одни убытки. Так, летом 2000 года Amtrak открыла новый маршрут Чикаго-Джейсонвилл, надеясь на прибыль от пассажиро- и грузоперевозок, но из-за низкой рентабельности маршрута компания намерена в сентябре 2001 года закрыть эту дорогу. Для того чтобы заместить бюджетную субсидию, которая, судя по всему, с 2003 году будет отменена, Amtrak придется заняться тем, за что так часто критикуют МПС в России. В первую очередь американская компания намерена совместно с телекоммуникационными компаниями проложить кабели вдоль некоторых из своих маршрутов. Фактически речь идет о создании американского варианта компании "Транстелеком" - дочерней фирмы МПС, работающей на рынке связи. Кроме того, Amtrak намерена активно развивать грузовые перевозки, с тем чтобы полученные от них доходы компенсировали потери от перевозок физических лиц. В настоящее время Amtrak уже осуществляет транспортировку овощей и фруктов, а также экспресс-почты. Фактически речь идет о создании в рамках одной компании схемы перекрестного финансирования, на ликвидации которой настаивали отечественные реформаторы железных дорог. Наконец, Amtrak займется производством и продажей товаров народного потребления - это абсолютно непрофильные инвестиции, за осуществление которых досталось всем российским естественным монополиям. После завершения этих реформ, в 2003 году, структура Amtrak будет разительно напоминать Министерство путей сообщения России образца 2001 года. МПС тем временем подготовится к разделению бизнеса на грузовые и пассажирские перевозки, выделению телекоммуникационной компании и прочих непрофильных видов бизнеса. Кто в результате окажется прав - Герман Греф или Джордж Уоррингтон, покажет, как говорится, время.