- Я недавно был по-настоящему испуган, когда увидел это существо в магазине. Я был в шоке, мало того, я позавчера с утра включил
телевизор и увидел в нем этих чертей.
- Надо бы провести какие-то исследования в этой области.
(Из беседы двух Александров - Лаэртского и Проханова, газета "Завтра", № 27, 2001)
Несколько лет назад Анн Вуд и Энди Девенпорту - сценаристам крошечной британской телекомпании Raqdoll - поручили придумать программу для детей. Самых маленьких детей. Предполагалось, что аудиторию передачи будет составлять народец в возрасте от шести месяцев до трех лет. Сценаристы почесали свои английские лбы, пораскинули английскими мозгами и ответили, что аудитория выбрана уж больно подозрительная и ничего про нее непонятно. Надо бы, сказали они, путем новейших социологических и психологических методов обрисовать ее портрет. Иначе - сделка не состоится.
Продюсеры крошечной британской телекомпании Raqdoll почесали свои английские лбы, пораскинули английскими мозгами и ответили: наливай чернила, все подпишу. Долгие месяцы завербованные Raqdoll психологи и социологи добросовестно тратили многие тыщи, и наконец - вот он, результат, - объемистый том, в котором никто решительно ничего не понял. Никто, кроме Анн Вуд и Энди Девенпорта. Они уселись за компьютеры и за пару недель сочинили страну Телепузию, населенную четырьмя странными существами: Тинки-Винки, Дипси, Ля-ля и По. Существа эти радовались жизни, знали рецепты телепузисандвичей, потешно калякали на телепузимове и размахивали ручонками.
Бред какой-то, сказали продюсеры крошечной британской телекомпании Raqdoll после того, как Анн Вуд и Энди Девенпорт зачитали им выдержки из своего сценария. Но все-таки отсняли несколько серий "Телепузии". Чушь собачья, прокомментировали функционеры большой телекомпании BBC принесенную нарочным из Raqdoll видеокассету. Но все-таки дали ее в эфир. Через год права на показ этой магнитной пленки были куплены 120 странами, а суммарная прибыль BBC составила порядка 150 миллионов долларов. Ежемесячно в супермаркетах Евросоюза продается 3 миллиона игрушечных телепузиков. Только за первые четыре недели распространения "Телепузии" в Израиле разошлось 300 000 видеокассет с историями про Тинки-Винки и Ко.
Успех этих разноцветных господ приято объяснять вредоносным зомбированием, хищным двадцать пятым кадром, ловким моделированием детского сознания. Может быть, это так. Может быть, и правильно, что охранители душевного здоровья масс бьют тревогу. Но только сделать тут ничего уже нельзя. Телепузики - не причина, но следствие. Следствие мира, утратившего чувство апокалипсиса. Как верно заметил то ли Умберто Эко, то ли журнал "Декор", двухтысячный год - первый год в истории западного человечества, наступления которого ждали не со священным ужасом, а, наоборот, с радостью. Радость - постоянное состояние телепузиков. И в этом чувстве - они шагнули куда дальше современного состояния западных мозгов. Западные мозги пока еще иссушает рефлексия и гложет желание. А телепузики уже живут в мире, описанном в пророческой книжке Мишеля Уэльбека. Мире без второго плана, мире, где нет желаний - ибо желание, как и знание - усугубляет скорбь, а есть лишь чистое существование. Телепузики - это люди будущего, прагматики, для которых невозможного не то что мало - его нет вообще. Чистая функция, универсальная машина, сбывшийся "Город солнца" Кампанеллы. В этом контексте очень символично, что у нас телепузики показывают на государственном канале РТР. Ведь он проводит волю государеву, а государева воля и соответственно - государственная мода сейчас - в установке на прагматизм, утилитарность. И это не только воля и мода - но и спирит оф тайм, как говорят изобретатели телепузиков англичане. Не случайно телепузики появились на экранах одновременно с возникшей в апреле прошлого года установкой на прагматизм, а в интернетовском книжном магазине ОЗОН те, кто покупает книжки про телепузиков, покупают также сборник рецептов "Домашнее консервирование".
PS. Вот что пишет, например, один из авторов рыболовного сайта fishing.ru: "На мой взгляд, грядет новый революционный этап в развитии рыбной ловли - этап ловли на телепузика. Эта приманка должна занять достойное место в арсенале каждого прогрессивного рыболова. Следует использовать телепузиков длиной до 5 см, сделанных из пластмассы (подобные продаются в киосках). Головка утяжеляется (при этом важно не повредить рожки). Телепузик оснащается подвесным тройником. Приманки надо изготавливать про запас, поскольку пластмасса легко разгрызается крупными экземплярами, коих будет немало. Кроме того, если поврежден "экранчик" на животе телепузика, клев значительно ухудшается. Снасть надо использовать тонкую и чувствительную, поскольку зачастую поклевка ощущается на уровне интуиции - рыба, что называется, "целует" телепузика. При этом Судак отдает предпочтение Ля-ле (причем явно). Крошка По хорошо работает при ловле окуня и жереха. При ночной ловле налима и сома следует использовать Тинки-Ринки. На Дикси ловится в основном нехищная рыба (лещ, язь, толстолобик). Игра во всех случаях одинакова. Правда, при ловле на Ля-лю (не скрою, мне она нравится больше других) иногда полезно, оторвав Ля-лю ото дна, немножко пошевелить ей и медленно поднимать, покручивая леску. При этом судак как бы "давит" Ля-лю и цепляется снизу. Тинки-Ринки лучше использовать на галечном грунте. Лучше, если телепузики будут не резиновые, а из поролона".
Федор Линьков (4 года):
Нравится, как они болтают, как блинчики лепят, интересно смотреть, как они в салочки играют. Они немного на яблоко похожи. Только на голове у них круг. Живут они под землей. У них там есть кровать, еще есть стол и еда. И еще у них есть пылесос "Нуну". Он там все пылесосит. А домой они заходят так: прыгают вниз и все. Я бы тоже хотел так домой заходить, а не на лифте. А самый лучший у них Тинки-Винки, потому что он больше всех. Еще там разных ребят показывают, но интереснее смотреть за Телепузиками.