Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ: "Я НЕ ХОТЕЛА БЫ СНИМАТЬ ФИЛЬМ О СТАЛИНЕ"

Лени РИФЕНШТАЛЬ, которой в августе исполнится 99 лет, - легенда кинематографа ХХ века, ее имя нерасторжимо связано с историей Третьего рейха. Фильм Рифеншталь "Триумф воли" (1934 г.), сделанный по личному заказу Гитлера, как и "Олимпия" (о Берлинской олимпиаде 1936 г.), - шедевр документалистики, идеальный образец фашистской пропаганды. После окончания Второй мировой войны Лени Рифеншталь было запрещено снимать кино. Она уехала в Судан и, всеми забытая, занялась фотографией, снимала жизнь африканских племен. В прошлом году она выпустила автобиографическую книгу "Лени Рифеншталь - пять жизней". Сейчас Рифеншталь увлекается подводной съемкой и ныряет с аквалангом. Лени Рифеншталь приехала в Петербург на фестиваль "Послание к человеку", куда привезла "Олимпию" и "Триумф воли". С легендарным режиссером беседовала корреспондент "Известий" Юлия КАНТОР
0
Лени Рифеншталь (фото www.lenta.ru)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
- Что вы чувствуете сейчас, смотря "Триумф воли"? - Конечно, вспоминая молодость, тем более яркую, мы испытываем ностальгию. Мне было очень интересно работать тогда, а иметь любимую работу, тем более которая приносит успех, - счастье. Самые счастливые моменты моей жизни - профессиональные, в амплуа актрисы, когда я не зависела ни от кого. Я снимала "Триумф воли" не только и не столько о Гитлере, сколько о времени и о победившей партии. Тогда весь мир восхищался Гитлером, всем казалось, что он возрождает страну после разрухи. Мало кто понимал тогда, к какой катастрофе это приведет. - Вы снимали эти фильмы по личному заказу Гитлера... - И тогда партия была недовольна фильмами. В те годы понятия "партия" и "Гитлер" не были синонимами. Я никогда не любила и не хотела снимать документальное кино, и моим условием было, что эти фильмы - последние документальные. Я категорически отказывалась снимать фильмы про Гитлера после 34-го года. Хотя тогда в Германии от таких настоятельных просьб отказываться было трудно. - Если бы вы, предположим, в 1937-м или 1939 году снимали фильм о Сталине, вы смогли бы назвать его "Триумф воли"? - Я понимаю, почему вы спрашиваете. Эти люди действительно очень похожи. Но такая ситуация была невозможной уже хотя бы потому, что, как я уже сказала, я не хотела снимать документальные пропагандистские, связанные с политикой фильмы. - Вас называют кинематографической легендой ХХ столетия, а что вы считаете главным в искусстве ушедшего века? - И в искусстве, и в жизни мне кажется важным стремление к идеалу, к идеальному человеку. Если мир откажется от стремления к совершенству, это будет равносильно самоубийству. - Прошлое и России, и Германии, переживших тоталитаризм, показало, к чему может привести возведенное в абсолют стремление к "лучшему человеку". Вам не кажется это стремление опасным? - О, это вопрос терминов. Я считаю, что идеальный человек - гармоничный - не имеет ничего общего с символом тоталитаризма - сверхчеловеком. К идеалу и идеальному нужно стремиться. Вопрос только - какими средствами. Никогда прекрасное и гармоничное не рождается от террора. В наших с вами государствах об этом отлично знают. По трагическому опыту. - Ваши предки по материнской линии - выходцы из России. Вы знаете что-нибудь о них? - Действительно, у моей матери были российские корни. И я имела возможность поддерживать связь со своими двоюродными братьями и сестрами до Второй мировой войны. После ее начала все контакты оборвались, и с тех пор я ничего не знаю о них.
Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...