Совет полумер: СЕ частично восстановит РФ в правах для выборов генсека

Однако Москва согласна участвовать в голосовании лишь при полном возвращении ее полномочий в ПАСЕ
Екатерина Постникова, Алексей Забродин
Фото: Global Look Press/Helmut Meyer zur Capellen/imagebroker

Совет Европы (СЕ) настроен унифицировать уставы и вернуть российскую делегацию в Парламентскую ассамблею (ПАСЕ). Однако на данном этапе он готов дать Москве лишь временное право на то, чтобы выбрать генерального секретаря организации. Об этом «Известиям» рассказал высокопоставленный источник в российских дипломатических кругах. Собеседник подчеркнул, что ни Россия, ни члены Совета не хотят выхода страны из организации и ситуация прояснится в мае, когда состоится очередное заседание комитета министров. Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил «Известиям», что частичное восстановление прав российскую делегацию не устраивает: для Москвы право голосовать в ПАСЕ является важной, но далеко не единственной задачей.

Полностью и без условий

Совет Европы готов дать России временное право наравне с другими делегациями выбирать главу организации. Однако, как поделился с «Известиями» высокопоставленный источник в российских дипломатических кругах, Москву такое частичное восстановление прав категорически не устраивает.

— Либо наши права восстанавливают полностью, либо нет, — сказал собеседник «Известий». — Финны, французы, итальянцы, немцы, Турбьерн Ягланд (действующий генсекретарь Совета Европы. — «Известия») — все это понимают. Всё станет известно в мае (сессия Комитета министров Совета Европы на уровне глав МИДов в этом году пройдет 16-17 мая в Хельсинки. — «Известия»).

Здание Совета Европы в Страсбурге
Фото: Global Look Press/Helmut Meyer zur Capellen/imagebroker

По словам Константина Косачева, даже несмотря на разрешение голосовать на выборах генсека Москва не будет в них участвовать. Он отметил, что для России частичное восстановление прав делегаций в ПАСЕ неприемлемо.

— Мы не для того вступали в организацию, чтобы там за кого-то голосовать. Это важные полномочия, но это не самоцель и не сверхзадача, — заявил «Известиям» глава комитета Совета Федерации по международным делам. — Поэтому нельзя рассчитывать на то, что мы придем туда голосовать за генсека, а потом нам опять укажут наше место где-то на приставном стульчике с ограниченными полномочиями по праву участвовать в мониторинговых миссиях, выборах уставных органов Совета Европы и по многим другим вопросам.

При этом сенатор не исключил, что этой весной ситуация может кардинально измениться и разрешить вопрос с российским участием.

— Есть такое важное мероприятие, как сессия ПАСЕ, которая пройдет в апреле. Может быть, там случится какое-то чудо и Ассамблея внесет изменения в регламент или примет какое-то заявление в адрес России, которое бы предлагало нам вернуться в ПАСЕ и возобновить работу на равных условиях без каких-либо репрессий в наш адрес, — сказал сенатор. — Я не знаю, что это должно быть, но мы были бы готовы услышать и рассмотреть соответствующие сигналы со стороны ПАСЕ.

Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В июне 2019 года пройдут выборы генерального секретаря Совета Европы. Мандат нового руководителя, который сменит на этом посту норвежца Турбьерна Ягланда, начнется 1 октября 2019 года. Сейчас на эту должность претендуют четыре человека: заместитель премьер-министра, министр иностранных и европейских дел, министр обороны Бельгии Дидье Рейндерс, бывший премьер-министр, член сейма (парламента) Литвы Андрюс Кубилюс, бывший министр иностранных дел, член парламента Греции Дора Бакояннис и заместитель премьер-министра, министр иностранных и европейских дел Хорватии Мария Пейчинович-Бурич.

Никто не хочет российского исхода

За последний год слова о возможном выходе России из Совета Европы звучали неоднократно. В сентябре 2018-го спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что после нескольких лет переговоров ситуация вокруг ПАСЕ «стоит на мертвой точке» и что в России «созревает внутреннее решение выйти из Совета Европы». Позже с аналогичным заявлением выступил замглавы Госдумы Петр Толстой. Так, в своей статье для «Известий» он написал, что уход из организации для России критичным не будет. Глава МИД России Сергей Лавров также заявлял, что если в организации пойдут разговоры об исключении РФ, то Москва уйдет оттуда сама.

При этом, как рассказал «Известиям» другой источник в российских дипломатических кругах, ни Москва, ни члены организации в таком исходе не заинтересованы.

— Россия не хочет выходить по двум причинам: во-первых, из-за работы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ. — «Известия»), во-вторых, из-за участия Москвы примерно в 80 конвенциях, — заметил собеседник «Известий». — В случае выхода России придется договариваться по каждой конвенции.

Парламентская Ассамблея Совета Европы
Фото: REUTERS/Vincent Kessler

Аналогичной точки зрения придерживается действующий генсекретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд. По его словам, уход России станет потрясением для СЕ: ситуацию вокруг членства РФ в ПАСЕ необходимо разрешить, чтобы «избежать строительства новых стен в Европе».

Европейские депутаты (за исключением, пожалуй, радикально настроенных представителей Великобритании, Польши и Украины), чье отношение к российской делегации варьируется от открытого неприятия до безусловной поддержки, сходятся на том, что выход России из СЕ необходимо предотвратить. По словам депутата от Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Франка Швабе, который поддерживает введенные против Москвы санкции, Россия должна участвовать в Совете Европы, поскольку очень важно, чтобы «144 млн жителей этой страны находились под защитой Европейской конвенции о правах человека».

— Делегация Германии, как и Федеральное правительство, поддерживает усилия финского председательства в комитете министров по достижению приемлемого решения конфликта до весны этого года, при котором Россия останется членом Совета Европы со всеми правами и обязанностями, — сказал «Известиям» его коллега, глава немецкой делегации в ПАСЕ Андреас Ник.

В числе обязанностей он назвал, в частности, соблюдение решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), беспрепятственный въезд для официальных представителей, к примеру, для комиссара по правам человека, в Российскую Федерацию и уплату членских взносов, что в последние годы стало камнем преткновения в отношениях Москвы и Совета Европы. Российские представители неоднократно заявляли, что Россия заплатит свой взнос, лишь когда ее права в ПАСЕ будут полностью восстановлены.