Свежо питание: почему фастфуды стали вдвое популярнее

По словам экспертов, такие заведения пользуются спросом в основном у молодежи
Ирина Цырулева, Евгения Перцева
Фото: ТАСС/Петр Ковалев

Россияне в 2018 году стали вдвое чаще посещать заведения быстрого питания. Средний чек любителей фастфуда за год почти не изменился и составил 314 рублей. Об этом сказано в исследовании сервиса «Яндекс.Деньги» (есть у «Известий»). Потребители выбирают фастфуд из-за относительно низких цен даже по сравнению с домашней едой, отмечают эксперты, причем быстрое питание предпочитает в основном молодежь. Это противоречит стремлению властей приучить россиян к здоровому образу жизни, поэтому государству нужно работать с предприятиями общепита, чтобы те включали в меню более полезные блюда.

Спрос на миллион

Интерес россиян к фастфуду за год вырос в два раза, при этом в ресторанах быстрого питания люди стали тратить меньше денег. О таком тренде сказано в исследовании (есть у «Известий») аналитиков сервиса электронных платежей «Яндекс.Деньги». Это можно объяснить тем, что торговые точки регулярно проводят промоакции, предлагая скидки и кэшбэк.

Быстрое питание предпочитает в основном молодежь
Фото: ТАСС/Петр Ковалев

Интерес к ресторанам и кафе быстрого питания в городах-миллионниках разный. По данным «Яндекс.Денег», сильнее всего он вырос в Воронеже, где количество платежей за год выросло в 2,5 раза. Также заметно чаще заказывать фастфуд стали в Уфе и Перми (в 2,2 раза) и Ростове-на-Дону (вдвое). В других городах-миллионниках количество платежей тоже выросло, правда, не так сильно — на 50–70%. А вот в Москве интерес к фастфуду, наоборот, снизился — в столичных ресторанах число платежей за год уменьшилось в 1,5 раза.

Средние чеки за фастфуд в городах-миллионниках также различаются. Больше всего в точках быстрого питания тратят жители Екатеринбурга — 381 рубль за один заказ. За год этот показатель вырос на 10%. На втором месте москвичи — 371 рубль, на третьем новосибирцы — 347 рублей. Самый маленький средний чек за фастфуд у жителей Воронежа — 223 рубля, за год он снизился на 10%.

Общий оборот ресторанов быстрого питания в декабре вырос на 4%, а в целом заведений общепита — снизился на 5%. Это подсчитал оператор фискальных данных Сбербанка «Платформа ОФД», который провел для «Известий» экспресс-обзор потребительского поведения в сегменте фастфуда в декабре 2018 года к декабрю 2017-го.

Причина — в цене

Потребительский спрос россиян снижается в первую очередь за счет уменьшения трат на рестораны. В этом случае граждане переориентируются на более демократичные по цене заведения общественного питания, то есть кафе с фастфудом, пояснил «Известиям» профессор Московского гуманитарного университета Алексей Скопин. Тенденция противоречит стремлению властей приобщить население к здоровому образу жизни и правильному питанию.

Фастфуд привлекает еще и потому, что становится выгоднее домашней еды
Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Фастфуд привлекает россиян еще и потому, что этот тип питания становится выгодным по сравнению с приготовлением еды дома.

— Затраты на пищевые товары и электроэнергию превышают аналогичные на фастфуд, — отметил эксперт.

В Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что продовольственные товары за январь–ноябрь 2018 года подорожали на 2,9% (в 2017-м — 1,1%, в 2016-м — 4,6%), что ниже инфляции в целом за соответствующий период (3,4%). Наибольший рост цен наблюдался на сахар — за 11 месяцев он подорожал на 25,8%, мясопродукты — на 6,6%, хлеб и хлебобулочные изделия — на 4%.

Рост количества покупок в заведениях быстрого питания связан, во-первых, со снижением потребления в заведениях среднего ценового сегмента, полагает аналитик консалтинговой компании для рестораторов Restcon Елена Перепелица.

— Граждане переориентируются на новые кафе с более удобной ценовой политикой, — отметила она. — Размер среднего чека при этом они не увеличивают, так как очень четко представляют себе, сколько могут тратить на питание вне дома в течение месяца.

Потребители очень четко представляют себе, сколько могут тратить на питание вне дома в течение месяца
Фото: TASS/DPA/Rolf Vennenbernd

С другой стороны, рост покупок в фастфуде связан с выходом на рынок нового поколения, которое уже привыкло к такому типу питания.

— Уже подросла молодежь, для которой привычно ходить по выходным в такие заведения. Если во времена СССР детей вели в кафе-мороженое, то теперь их водят в фастфуд, — пояснила эксперт.

Генеральный директор «Платформы ОФД» Алексей Баров также считает, что растущая популярность заведений быстрого питания определяется потребностями молодежи, которая придает большое значение скорости обслуживания и удобству оплаты.

Здоровье в минусе

Рестораны быстрого питания сегодня разные, и некоторые из них стараются предлагать и здоровую пищу. Но в большинстве случаев то, что сейчас представлено на рынке фастфуда, вредно для здоровья, сказала «Известиям член Экспертного совета при правительстве Дарья Халтурина. Это касается не только России, но и мира в целом, говорит эксперт.

Рестораны быстрого питания сегодня разные, и некоторые из них стараются предлагать и здоровую пищу
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгения Смолянская

— Например, недавно вышло исследование США о том, что у частых потребителей картофеля фри смертность оказалось выше в 2,3 раза по сравнению с теми, кто его не употребляет. Причем это не относится к картофелю, который готовится в домашних условиях, — отметила Дарья Халтурина.

В заведениях быстрого питания подаются газированные напитки с большим содержанием сахара, употребление которых ведет к развитию ожирения — это тоже негативный аспект, добавила эксперт.

По словам Дарьи Халтуриной, необходимо, чтобы государство работало с производителями такой продукции, с ресторанами быстрого питания для того, чтобы они оздоравливали меню и применяли более полезные продукты.

Например, в некоторых штатах Америки ввели требование об указании в меню калорийности блюд. Некоторые российские сети также стали следовать этому примеру.

Ранее министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что россияне всё еще не научились правильно и рационально питаться. Как следствие, число страдающих ожирением растет с каждым годом. Ведомство разрабатывает программу «Формирование системы мотивации граждан к ЗОЖ» как часть национального проекта «Демография».