Следствие в течение первых суток не успело определиться с кругом подозреваемых по громкому убийству в подмосковном Архангельском следователя по особо важным делам транспортного управления МВД по ЦФО. «Известия» собрали актуальные на сегодняшний день версии о мотивах преступления и вспомнили других жертв, отправлявших правосудие.
Следователь по особо важным делам Управления на транспорте МВД по ЦФО Евгения Шишкина была убита возле подъезда своего дома в поселке Архангельское под Красногорском.
Как сообщили в подмосковном следственном управлении СК, старший следователь полиции была расстреляна из пистолета около 7 часов утра в среду, 10 октября. Женщина получила несколько ранений — в шею и спину, одно из них оказалось смертельным. Киллеры оставили оружие на месте преступления — криминалисты изъяли затворную рамку, пружину, пулю и гильзу от пистолета неизвестной марки.
Не исключено, что во время стрельбы пистолет вышел из строя — чаще всего киллеры используют так называемые переделки. То есть травматическое или газовое оружие, не приспособленное для стрельбы боевыми патронами, кустарно расширяют канал ствола для снаряда. Но металл может не выдержать залпа.
Шишкина скончалась на руках супруга — он вышел из дома чуть позже нее. К тому моменту убийцы уже скрылись. По предварительным данным, смерть женщины наступила от обильной потери крови.
«Я задержался, чтобы закрыть дверь. Выходил после нее минуты через две. Увидел ее, лежащую на земле. Она уже ничего не говорила, только хрипела. Она умерла у меня на руках», — сообщил RT муж погибшей Олег Шишкин.
Председатель СКР Александр Бастрыкин поручил передать расследование убийства в Главное следственное управление СКР. По предварительной версии, расправа связана с профессиональной деятельностью Шишкиной — уголовное дело возбуждено по статьям о незаконном обороте оружия (222 УК РФ) и посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов (317 УК РФ).
Кого убили киллеры
Как говорится на официальном портале УТ МВД по ЦФО, Евгения Шишкина служила в следственной части Следственного Управления главка. Она пришла в органы в 2002 году на должность инспектора отдела специальных перевозок МВД России на Московской железной дороге и дослужилась до старшего следователя по особо важным делам. Специальное звание — подполковник.
Она специализировалась на расследовании в сфере экономических и кибернетических преступлений. Впрочем, как и любой следователь полиции, расследовала самые разнообразные преступления по мере необходимости. Была награждена медалями МВД «За отличие в службе» трех степеней и другими ведомственными наградами. У женщины остался 18-летний сын. Ее супруг — отставной офицер.
По данным РЕН ТВ, в последнее время усилия женщины были направлены на расследование дела о группе мошенников, совершавших хищения у предприятий, продававших железнодорожные билеты. Преступники в качестве посредников бронировали по чужим документам дорогостоящие билеты в купе повышенной комфортности, а затем сдавали их, чтобы получить компенсации, не оплачивая бронь. Сообщники использовали вредоносные программы и так называемых дронов, которые посылали в кассы для того, чтобы вернуть билеты и получить компенсации. Расследование растянулось на пять лет. Только за первый год ударной работы шайки сообщникам удалось похитить как минимум 7 млн рублей. Во всяком случае, такую сумму ущерба подсчитало следствие.
Шишкина проделала серьезную работу по делу, о чем говорит тот факт, что дело отправилось в суд с такой формой соучастия как преступное сообщество. Это трудно доказываемая форма соучастия в преступлении — по таким делам даются самые серьезные сроки наказания. А для каждого следователя добиться такого результата — профессиональный триумф.
Было доказано участие в сообществе как минимум 22 человек, часть из них была осуждена к различным срокам лишения свободы — это те, кто согласился сотрудничать со следствием. Остальные ожидали судебного разбирательства. Кстати, несколько месяцев назад дело вернули Шишкиной из инстанции для устранения противоречий, она активно над ним работала.
Гроза кибераферистов
Еще одно серьезное расследование, которым занималась Шишкина, касалось хищения бонусных миль у компании «Аэрофлот». Не исключено, что преступное сообщество, которое занималось махинациями с железнодорожными билетами, было связано и с преступлениями в отношении авиаперевозчиков.
Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники, последние полтора года офицер выводила на чистую воду мошенников, торговавших чужими милями. Жертвами становились участники программы лояльности ПАО «Аэрофлот» Aeroflot Bonus. С помощью вредоносных программ они получали доступ в личные аккаунты специальных приложений пользователей и от их имени приобретали на бонусы билеты для клиентов, которых находили на специальных форумах.
«Не секрет, что некоторые зарабатывают на милях, покупая билет не для себя или своих близких, а для посторонних людей, которые за это платят. Естественно, цена такого билета куда ниже рыночной, поэтому все довольны. Однако правила «Аэрофлота» запрещают продавать свои мили — можно только дарить», — рассказал источник, знакомый с системой начисления бонусов.
По оценке специалистов МВД, за таким бизнесом стоят довольно серьезные люди, так как оборот этой части теневой экономики увеличивается с каждым днем. Большие затраты преступного мира связаны с написанием вредоносных программ и конспирацией — разумеется, преступники могли пойти на крайние меры, чтобы избежать длительных сроков заключения. Вот только убийство следователя — это как раз то, что может только усугубить положение подследственного.
По сути, функции следователя в таких расследованиях сводятся к документированию и сбору доказательств, тогда как мотором расследования выступают оперативники. Опрошенные «Известиями» оперативники критически отнеслись к версии о том, что за убийством стоят сообщники кибермошенников.
Первая угроза
Сразу после трагедии выяснилось, что полгода назад на женщину уже было совершено покушение — ее автомобиль «Лексус» подожгли неизвестные. Самой Шишкиной удалось укрыться дома — тогда она не пострадала. По данным источника «Интерфакса», следователь обращалась за госзащитой в связи с расследованием по делу об электронных билетах. Она неоднократно получала анонимные угрозы. Получила ли она помощь от коллег, пока не сообщается. Но рапорт о ЧП она написала.
Также непонятно, чем закончилось расследование покушения. Как ранее сообщали «Известия», на причастность к поджогу проверяли близких молодого человека, которого следователь привлекла по делу о незаконном обороте наркотиков. Источник, близкий к спецслужбам сообщил, что была версия о том, что следователь вымогала с родственников деньги за прекращение уголовного преследования. Впрочем, эту гипотезу проверка не подтвердила.
Другой источник сообщил, что позже женщина сама отказалась от охраны. Сыщики и следователи СК проверяют мотив, связанный с коррупцией. По данным источника «Известий», сгоревший «Лексус» стоил около 2,4 млн рублей (был куплен в 2014 году). Уже в мае после покушения офицер приобрела еще один автомобиль, причем той же марки (Lexus RX270) за 1 млн 770 тыс. рублей. В отличие от предыдущего авто последняя иномарка был подержанной — 2014 года выпуска.
Версия о коррупции
Нельзя сбрасывать со счетов и не самую безупречную с точки зрения коррумпированности репутацию управления, в котором служила Шишкина. Подразделение не раз попадало в сводку новостей из-за скандалов. Так, в 2016 году оперативники ФСБ задержали целую группу сотрудников во главе с начальником отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы УТ МВД по ЦФО по подозрению в сделке с торговцами топливом. Как считали в спецслужбе, полицейские вымогали взятки у тех, кто сливал дизель и мазут с проходящих составов и перепродавал на сторону.
А в 2013 году к 3 годам и 4 месяцам колонии был приговорен бывший глава следственного управления УТ МВД по ЦФО Эдуард Сандрукян (непосредственный начальник Шишкиной) за получение взятки в $900 тыс. Как сообщала Генпрокуратура, офицера задержали в апреле 2012 года в «Крокус Сити Молле» в Москве с поличным. За это вознаграждение высокопоставленный следователь обещал освободить от уголовного преследования чиновника в сфере транспорта.
По другим данным, аппетиты Сундука (под таким прозвищем был известен осужденный среди коллег из-за своего богатства) были куда больше — он якобы требовал $6 млн.
В прошлом десятилетии одно из подразделений УТ МВД по ЦФО — Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД РФ — неоднократно обвиняли в связях с этническими преступными группировками, в первую очередь армянской. Как писала газета The Moscow Post, руководители и сотрудники подразделений участвовали в контрабанде грузов на железной дороге и через аэропорты. Сообщалось также о тесных контактах офицеров с покойным ныне вором в законе Асланом Усояном (Дед Хасан).
В 2010 году решением бывшего президента страны Дмитрия Медведева департамент был расформирован. Несколько милицейских руководителей, которых считали причастными к теневым схемам, успели выехать за границу и избежали уголовного преследования. Не повезло лишь генералу МВД Виктору Сюсюре (бывший министр внутренних дел Бурятии) — он оказался под следствием по делу о контрабанде. Расследование протекало в закрытом режиме. В 2012 году дело в отношении него было прекращено в связи декриминализацией деяния — вменяемая офицеру контрабанда стала административным проступком.
Убиты при исполнении
Высокопоставленных следователей, сыщиков и судей не так часто убивают в России в связи с осуществлением ими своих полномочий. В таких случаях речь шла о настоящих отморозках, которым нечего терять — бандиты, рэкетиры, убийцы, боевики, экстремисты. Самый трагичный период пришелся на 1990-е годы и прошлое десятилетие.
В 1996 году был убит руководитель опергруппы межрайонного отдела по борьбе с оргпреступностью Сергей Дичанкин — он участвовал в разгроме нескольких бандитских кланов в Тольятти. Причем нападение на него было совершено после того, как он начал арестовывать членов бригады киллеров. Смертельно раненный сыщик успел застрелить своего убийцу. Однако заказчика и организатора преступления так и не нашли.
Спустя четыре года, 22 мая 2000 года, там же в Тольятти во время третьего по счету покушения был убит друг и коллега Дичанкина — начальник городского УгРо Тольятти Дмитрий Огородников. Этот легендарный оперативник перешел дорогу многим бандитам и вел непримиримую войну с оргпреступностью в Самарской области.
В 1998 году в подмосковной Власихе был убит старший следователь спецпрокуратуры Юрий Керезь. Именно ему правосудие обязано разгромом одной из самых могущественных и самых жестоких преступных группировок — ореховских. Он возбудил одно из первых дел о вымогательстве, сумел собрать первую доказательную базу, склонить к сотрудничеству некоторых членов ОПГ. Его пытались подкупить, но он от денег отказался, после этого главари решили его убрать. Его труд лег в основу одного из самых громких процессов за всю криминальную историю страны. Чудовищные преступления ореховских расследуются по сей день.
В 2010 году у подъезда собственного дома в Пресненском районе столицы был застрелен федеральный судья Эдуард Чувашов. Он специализировался на рассмотрении уголовных дел в отношении экстремистов. Вынес несколько жестких приговоров членам нацистских группировок. Скинхеды в итоги и стали организаторами убийства судьи. Согласно данным СКР, исполнителем убийства стал 28-летний Алексей Коршунов — знакомый националистов Никиты Тихонова и Евгении Хасис (осуждены за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой). Предполагаемый убийца погиб в украинском Запорожье в результате случайного самоподрыва ручной гранаты.