«Не мне же самому для себя конкурентов воспитывать!»

Российский лидер ответил на вопросы журналистов. Главные цитаты Владимира Путина
Евгения Приемская, Алексей Куприянов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Традиционная пресс-конференция Владимира Путина, посвященная итогам 2017 года, прошла в четверг, 14 декабря, в Москве. В мероприятии приняли участие около 1,6 тыс. российских и зарубежных журналистов — больше, чем во все предыдущие годы. Накануне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже пообещал, что эта пресс-конференция будет особенной. Самые яркие цитаты российского лидера — в материале портала iz.ru.

О том, какой должна быть Россия

«Россия должна быть устремлена в будущее. Она должна быть гибкой, а экономика должна быть построена на высоких технологиях

Президент РФ Владимир Путин на ежегодной большой пресс-конференции
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

О целях своей предвыборной программы

«Главное, на чем нужно сосредоточить внимание власти и всего общества, — такие вопросы, как развитие инфраструктуры, здравоохранения, образования, это высокие технологии, повышение производительности труда и все должно быть нацелено на то, чтобы повысить доходы граждан»

О предвыборных планах

«Это будет самовыдвижение»

«Я, конечно, очень рассчитываю на поддержку тех политических сил, которые разделяют мой взгляд на развитие страны и доверяют мне и вообще рассчитываю на широкую поддержку граждан»

Об отсутствии достойного конкурента от оппозиции

«Не мне же самому для себя конкурентов воспитывать. Я думаю, что политическая среда, как и экономическая, тоже должна быть конкурентной. У нас вроде шумных и деятельных оппозиционеров нет, они не составляют конкуренции действующей власти. Когда мы говорим об оппозиции, важно же не только шуметь на площадях и говорить об антинародном режиме, нужно предлагать что-то лучшее. Народ многим недоволен, но когда начинают сравнивать, что предлагает оппозиция, результат очевиден»

«Нужна не эфемерная и крикливая повестка дня, а реальная»

«У оппозиции должна быть ясная, позитивная программа действий. Тут уже ставили вопрос про Украину. Вы хотите, чтобы у нас по площадям бегали тут десятки Саакашвили и дестабилизировали ситуацию в стране, а мы бы жили от одного Майдана к другому? Я уверен, что абсолютное большинство граждан России этого не хочет и этого не допустит. Уверяю — власть никого не боялась и не боится. Но она не должна быть похожа на бородатого мужика, который лениво выковыривает капусту из бороды и смотрит, как государство превращается в мутную лужу, где олигархи ловят золотую рыбку, как это было в 1990-е. Мы не хотим, чтобы Россия превратилась во вторую Украину, и этого не допустим»

О судьбе правительства после президентских выборов

«Я в целом считаю, что действующее правительство работает удовлетворительно, несмотря на определенные проблемы. Об этом говорит и возвращение к устойчивому росту экономики, и устойчивое макроэкономическое развитие»

«Что касается будущей конфигурации , не сердитесь, но говорить об этом преждевременно. Наверное, об этом лучше после выборов говорить. Хотя, разумеется, какие-то идеи у меня есть»

Журналисты на большой пресс-конференции президента РФ Владимира Путина
Фото: РИА Новости/Алексей Никольский

О роли ручного управления

«Миф о ручном управлении сильно преувеличен. И в регионах, и на федеральном уровне в текущем режиме колоссальный массив работы проходит через правительство. Даже погружаться нельзя в каждый вопрос, не то что вмешиваться. Что происходит в регионах — мы часто даже не знаем, не дотягиваемся дотуда. Поэтому нынешняя конференция — возможность для людей напрямую обратиться к власти. И вот тогда включается ручное управление. Не вижу в этом ничего плохого, это дополнение к текущей работе»

Об экономических показателях

«Экономика растет. Приписок тут нет»

«У нас ВВП вырос на 75% с 2000-го года, промышленное производство — на 70%, росла ускоренными темпами перерабатывающая промышленность»

«С начала 2000-х годов реальная зарплата выросла в 3,5 раза, пенсии — в 3,6 раз»

«У нас инфляция рекордно низкая за всю историю новейшую России. На сегодняшний день год к году 2,5%»

«На среднесрочную, ближайшую перспективу дальнейшее развитие уже гарантировано. Уже деньги туда вложены, в эти проекты»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

О зачистке в банковской сферы

«ЦБ у нас в соответствии с законами и общемировой практикой — независимая структура, в этом есть большой экономический смысл. Контроль за соблюдением закона там осуществляют и прокуратура, и другие органы. Иногда материалы о нарушении законности в ЦБ мне поступают, но подтверждения они не нашли. Что касается банковской отрасли в целом — введены каникулы для тех, кто только начинает свой бизнес, количество плановых проверок сокращается, внеплановых будет не более 30% от плановых, вводится реестр проверочных мероприятий. Это оздоровит ситуацию, связанную с проверками. Что касается работы правоохранительных органов - тут я не совсем доволен. Это связано с коррупцией и просто с низкой организацией работы, с отсутствием должного контроля»

О борьбе с коррупцией в правоохранительных органах

«Возможно, нужно взять на вооружение армейский опыт в отношении правоохранительной сферы: послужил 3-5 лет в одной сфере — переводим в другую. Возможно, это бы сработало. Тут надо все просчитать»

О майских указах

«Как только вышли майские указы, сразу начался плач Ярославны, что они неисполнимы, они потащат вниз экономику. Отчасти это правда. Но у нас наблюдается рост потребительского спроса. Если бы не было майских указов, то и этого бы не было. Считаю, мы сделали правильно, обозначив целевые показатели. 93-94% заявленных целей исполнены, включая уровень заработных плат в бюджетной сфере»

О соблюдении международных договоров

«Мы, в отличие от США, не выходили из договоров, являющихся краеугольным камнем безопасности. Сейчас ведется информационная работа, чтобы оправдать выход США из договора СНВ. Процесс уже по факту пошел, ничего хорошего в этом нет. Но мы ниоткуда выходить не собираемся. Если США опять в одностороннем беспорядке выйдут из СНВ — это будет очень плохо»

О военных расходах

«Они растут, но мы обеспечим свою безопасность, не втягиваясь в гонку вооружений. У нас $46 млрд военных расходов, у США —$700 млрд. Почувствуйте разницу. Мы не можем позволить себе расходы наподобие американских. Нам имеющихся — $46 млрд — достаточно»

«Военные расходы у нас сбалансированы несколькими содержательными моментами. Первое: нам нужно обеспечить свою безопасность. И второе: сделать так, чтобы это не привело к разрушению экономики»

Об увеличении пенсионного возраста

«Я вам сейчас не скажу об окончательных решениях, потому что они пока не готовы. Но разумеется, при любом варианте это не коснется тех, кто уже вышел на пенсию. Во-вторых, это не должно быть шоком. Все должно происходить плавно и мягко, как и в других странах. Для того, чтобы принять окончательное решение, надо тщательно просчитать, к чему, что приведет. Такие решения не могут принимать кулуарно даже на уровне правительства, они требуют общественной дискуссии».

О ситуации с МОК и допинговом скандале

«Для нас очевидно, что скандал раздувается в преддверии внутрироссийского политического календаря. Я просто знаю, что так и есть. Но мы сами в этом виноваты, мы дали повод. Выявлены реальные случаи использования допинга. В других странах тоже есть, но вокруг этих случаев нет ажиотажа, потому что нет политической подоплеки. Есть другие, системные вещи в мировом спорте. Например, разрешение принимать запрещенные препараты в связи с проблемами со здоровьем. Это странно. Кто-то получает конкурентное преимущество. Может, им сразу уступать тогда? Не хочу никого обижать, но должна быть спортивная конкуренция. Диалог с МОК и ВАДА будем вести, надеюсь, конструктивно, и оспаривать решения в гражданских судах»

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

О Григории Родченкове

«Вопрос не праздный. Действительно, странно. Человек несколько лет жил в Северной Америке, потом приехал к нам. А он ведь раньше подозревался в распространении допинга. Что еще более странно — он ведь всю эту гадость таскал из Северной Америки через таможню. Как его пропускали при жестком контроле. Конечно, возникают разные мысли на этот счет»

«Конечно, это — ошибка тех людей, тех структур, которые его туда привели. Нельзя работать с людьми, у которых проблемы с психикой. Но нельзя и принимать решения, основанные исключительно на показаниях таких людей»

Об отношении к Трампу

«Не мне оценивать работу Трампа, это должен делать американский народ. Объективно мы видим определенные достижения . Есть вещи, которые он хотел бы сделать, но не смог пока — реформа здравоохранения, улучшение отношений с Россией. Даже если бы он захотел, пока он не смог бы сделать из-за известных ограничений. Осталось ли у него такое желание еще, надо спросить. Надеюсь, мы нормализуем наши отношения»

«Мы с господином Трампом друг с другом обращаемся по именам, и если бы в английском были местоимения и «ты», и «вы», то, скорее всего, перешли бы на «ты», потому что хотя мы с ним мало знакомы, должен быть рабочий контакт. Надеюсь, что постепенно и у него будут создаваться возможности для налаживания контактов с Россией в целом, и он и в этой части выполнит свои обещания и намерения»

О контактах в администрации Трампа

«Это все придумано людьми, которые находятся в оппозиции к Трампу, чтобы придать его работе нелегитимный характер. Как вы вообще это представляете? Нужно запретить любые контакты? Нашего посла обвиняли во встречах — но это общемировая практика: послы встречаются с разными кандидатами и их командами, хотят понять, что будут делать эти люди после прихода к власти. Зачем эта шпиономания? Доля наших СМИ в общем объеме информации ничтожна по сравнению с тем, что делают американские глобальные СМИ - но и это кажется угрозой. Где же свобода распространения информации? Если у вас что-то не получается, надо делать выводы и идти вперед, а не набрасываться, как зверьки, друг на друга»

О росте налогов

«Обратить внимание надо на налоги, которые мертвым грузом ложатся на граждан или на бизнес и не работают на их интересы. Вот, например, капремонт. Или налоговая задолженность, которая складывалась годами по независящим от человека обстоятельств. Кто-то, может быть, будет ругаться на меня. Но я думаю, что нужно освободить людей от этих выплат»

«Начиная с 2019 года, что будет? Мы наметили основные направления развития (инфраструктура, армия, флот). Но, конечно, надо найти источники . И мы сейчас напряженно думаем о том, какие это могут быть источники. В целом, в основном, налоги расти не будут»

О ситуации с КНДР

«Американские конгрессмены носят костюмы и рубашки, вроде умные люди. Поставили нас в один ряд с КНДР и Ираном и подталкивают президента, чтобы он вместе с нами решал иранскую и северокорейскую проблемы. Они там нормальные? Наша политика лишена текущей политической конъюнктуры, мы стараемся работать со всеми, не надувать губы и не обижаться. Наша позиция по КНДР хорошо известна: мы не признаем ее ядерного статуса, считаем происходящее там контрпродуктивным. В 2005 году были достигнуты договоренности с КНДР, но через несколько месяцев США показалось мало: внезапно они решили увеличить объем требований и арестовали ее банковские счета. Спровоцировали КНДР, она плюнула и вышла из договора. Северная Корея просто не видит другой возможности для обеспечения своей безопасности. Если США решат нанести даже неядерный удар, последствия будут катастрофическими»

О Саакашвили

«То, что делает Саакашвили — плевок в лицо грузинского и украинского народов. Он же возглавлял независимое государство, теперь носится по площадям и кричит: «Я украинец». Что, на Украине нет настоящих украинцев? Просто больно на это смотреть, сердце кровью обливается»

Украинский журналист Роман Цимбалюк
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

О ситуации в Донбассе

«Российской армии на территории Донбасса нет. Но там действительно созданы определенные военные, милицейские формирования, которые являются самодостаточными и готовы отразить любые акции против Донбасса. Мы считаем, что это соответствует интересам населения, которое там живет. Потому что иначе правыми группировками может быть устроена резня хуже, чем в Сребренице»

О российско-китайских отношениях

«В решениях последнего съезда Компартии Китая изложена позитивная повестка международных отношений — это очень близко тому, что предлагаем мы. Китай — наш крупнейший торгово-экономический партнер и стратегический партнер в самом широком смысле этого слова. Мы уверены, что движемся в абсолютно правильном направлении и готовы идти и дальше по этому пути»

О польском расследовании гибели самолета Качиньского

«Мы уже устали от той несуразицы, которую несут некоторые ваши политики. Если на борту были взрывы — значит, заложили взрывные устройства в Варшаве, ищите у себя. На самом деле не было там никаких взрывов, вся ситуация тщательнейшим образом изучена российскими и польскими экспертами. Беда, катастрофа, мы переживали вместе с вами. Нет, нужно накручивать на ровном месте. Не нужно ничего придумывать, если есть трагедия — надо относиться к этому как к трагедии, не строить домыслов. Хотите осложнить российско-польские отношения, чтобы поднять кому-то внутренние рейтинги? Российско-польские отношения куда важнее внутриполитической польской борьбы. Повзрослейте в конце концов»

О борьбе с терроризмом и ситуации в Сирии

«Один из главных источников терроризма — низкий уровень образования и низкий уровень материальной обеспеченности. И с этим, безусловно, надо что-то делать. Но Сирия одна с этим не справится. И Россия одна с этим не справится. Так что мы готовы принимать участие , но вместе с международными усилиями»

« в Сирии важно, чтобы у разных игроков не было желания использовать все эти квазитеррористические группировки для решения своих сиюминутных целей. Вот создали в свое время Аль-Каиду, она в 2001 году нанесла удар по Нью-Йорку»

«Использовать боевиков в борьбе с тем же Асадом — самое простое, но и самое опасное, что можно сделать»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

О поездке в Сирию

«Необходимость такой поездки для меня была понятна давно, но надо было сперва закончить ликвидацию бандформирований. Когда с ними в основном покончили, было принято решение лететь. Безопасность обеспечивали наши военнослужащие — и на земле, и летчики, по сути, прикрывали наш самолет»

О помощи детям в зонах конфликта

«Дети, когда их вывозили в зоны конфликта, не принимали решение, чтобы туда уехать. И мы не можем их там бросить. Так что Рамзан все правильно делает. Пусть помогает»

О процессе по делу Улюкаева

«Что касается неявки в суд Сечина — если тут есть нарушения закона, закон должен отреагировать на это. Но с моей точки зрения, закон здесь ни в чем не нарушен. Следствие собрало достаточно материалов против Улюкаева. Но не могу не согласиться с вами в том, что Сечин мог бы и прийти в суд»

О претензиях к судебной системе

«Не могу согласиться с тем, что у нас существуют разные правовые реальности. Не соглашусь в том, что кто-то сидит необоснованно. Решить это может только одна инстанция. Нужно дальше укреплять суд»

О запрете абортов

«Здесь нужно быть очень аккуратным, взвешенным. Известно, что в некоторых странах запреты абортов ломают женщинам жизнь. Надо исходить из общего настроения в обществе и сложившихся морально-этических норм. Ничего нельзя ломать через колено»