Власти Голландии прячут сбежавшего из России погромщика

Денис Солопов, разыскиваемый за нападение на администрацию Химок, получил политическое убежище
Александр Литой
Денис Солопов, фото: АФО «Черно-красная Курская ветка»

«Известия»разыскали Дениса Солопова, получившего  политическое убежище в Голландии. В России его пытались арестовать за участие в нападении на администрацию Химок в июле 2010 года, но так и не смогли поймать. Недавно брат Солопова — Максим и еще один участник акции — Алексей Гаскаров отделались весьма либеральными приговорами

В Голландии власти предоставили Солопову двухкомнатную квартиру за госсчет, но название города, где он живет,  Денис не называет из соображений безопасности.  Он уверяет, что будет из Голландии разбираться со своим уголовным делом. «Я бы вернулся в Россию, даже если бы меня осудили», — предполагает он.

Денис Солопов мог бы стать одним из главных фигурантов «химкинского процесса». Враспоряжении следствия имелись многочисленные фото и видео, на которыхДенис находился у здания администрации без маски (в отличие отбольшинства других участников) или бежал за патрульной милицейскоймашиной. 

Денисобъяснил «Известиям», что был без маски,так как не думал, что химкинская акцияприведет к столь резонансному расследованию. Он уверяет, что привык действовать «с открытым забралом» — за несколько месяцев до акции в ХимкахСолопов, не скрывая лица, рассказалтележурналистам, что является организатором нападения на штаб движения«Россия молодая» (за их сотрудничествос ультраправыми из «Русского образа»),которое возглавляет депутат Госдумыот «Единой России» Максим Мищенко.

В своемучастии в акции в Химках Денис нераскаивается: по его словам, это был«адекватный ответ» на действия химкинскихвластей против экологов.

Как Денис рассказал «Известиям»,  он пустился в бега, потому что о предстоящем аресте его предупредил «сочувствующий из правоохранительныхорганов».  Солопов выкинул мобильник и поехал на электричках в сторону границы с Белоруссией. Она слабоконтролируется, так что он без проблемпересек ее и уже оттуда поехал на Украину.

Денисрассказывает, что первый месяц эмиграциипровел в Крыму у соратников: «Купался,ел арбузы и читал в интернете о репрессиях в Москве». Затем Солопов переехал в Киев. Здесь он уже не  выходил на улицу без крайней необходимости.Чтобы не скучать, купилкраски и много рисовал — Денис пообразованию художник-ювелир.

В Киеве ему удалосьпознакомиться с правозащитниками, которые помогли получить статус беженца приООН. Функционеры ООН посчитали, чтоДениса в России могут пытать, его жизньможет подвергаться опасности. Тем не менее Солопов пять месяцев находился в СИЗО в Киеве —  украинские власти решали, выдать ли его России или же выполнить требования ООН, признавшей Дениса Солопова беженцем, и отправить его «в третью безопасную страну».

 В тюрьме сокамерниками Дениса были бывший и.о.министра обороны Украины Валерий Иващенко и Вова Беспределиз кущевской ОПГ.

Иващенконаучил Солопова играть в шахматы, а с ВовойБеспределом Денис занимался боксом.Он рассказывает, что сошелся сбандитом из Кущевки потому, что они былиединственными некурящими в камере. Беспредел — «кабан под два метра,мастер спорта по боксу». Денис и Владимир«изъяли капюшон у одного наркомана,набили капюшон тряпьем, как боксерскуюлапу, и отрабатывали удары».