В здании бывшего кинотеатра «Ударник» открылась седьмая по счету выставка номинантов премии Кандинского, самой крупной российской награды в области визуального искусства.
37 художников соревнуются в двух номинациях — «Проект года» и «Молодой художник». Для публики эта выставка интересна тем, что дает наиболее широкий обзор сегодняшнего искусства — в отличие от большинства текущих выставок, где подбор арт-объектов обусловлен той или иной кураторской идеей.
Поскольку на рассмотрение экспертного совета принимаются исключительно работы, созданные в последние два года, премия, по словам главы Попечительского совета Шалвы Бреуса, обречена быть современной.
Первые выставки номинантов проходили на «Винзаводе» и в ЦДХ, свой дом в «Ударнике» премия обрела в прошлом году. Часть арт-критиков сожалеет, что в здании не возродился кинотеатр и что оно не отдано под киномузей — однако далеко не факт, что помещение почившего кинотеатра стало бы идеальным местом для такой экспозиции. Зато актуальное искусство приобрело совершенно особую площадку. Авангардная архитектура «Ударника», сохраняя статус памятника, очень хороша для авангардного же искусства.
Через несколько лет в здании «Ударника» должен открыться постоянный музей европейского типа, с несколькими выставочными пространствами и образовательной программой. Необходимая для этого реконструкция обещает быть недешевой, но, как заметил Бреус, снижение цен из-за возможной стагнации экономики и кризиса поможет сделать проект менее затратным.
Правда, другой кризис, политический, пока не дал провести в «Ударнике» анонсированную ранее ретроспективу Пиросмани — по грузинским законам нельзя вывозить достояние культуры в страны, с которыми Грузия не имеет дипотношений (по-видимому, это симметричный ответ на существовавший несколько лет запрет на ввоз в Россию «вредной для здоровья» воды «Боржоми»).
Кроме далеко идущих планов у «Ударника» есть и ближайшие: это традиционные поэтические чтения в рамках выставки премии Кандинского; также, по информации «Известий», на середину декабря намечен совместный музыкальный проект с Московской консерваторией. Выставку номинантов, сконструированную экспозиционером Антонио Джезуа и архитектором Константином Лариным, можно посмотреть до 10 ноября, а победители будут объявлены на церемонии 12 декабря.
Эксперты обращают внимание на сильный состав претендентов. В силу трагических обстоятельств выделяется серия фотографий (Путин и Медведев в масках) Владислава Мамышева-Монро, погибшего этой весной. Если бы на премии существовал «приз зрительских симпатий», то, вероятно, его получил бы Владимир Селезнев за визуально эффектный «Метрополис» — антиутопический город, целиком возведенный из мусора (его предыдущая работа «Пространство борьбы» удостоена «приза зрительских симпатий» на государственной арт-премии «Инновация»).
Что касается молодых художников, публика на вернисаже больше прочего толпилась у работы Ника Дегтярева, представляющей «точку зрения русскоязычного сообщества на гендерные функции». По мнению автора, если в электронный переводчик ввести «гендерно неопределенную» фразу на английском языке, на русском он выдаст наиболее распространенный вариант данного выражения — уже в мужском или женском роде.
А премию «За соответствие истории выставочного пространства», существуй такая, уже сейчас можно было бы смело выдавать Евгению Гранильщикову — за инсталляцию «Бегство»: имитируется кинозал с рядами красных кресел, проигрывается звуковая дорожка, но поскольку самого фильма не существует, то «кина не будет». Кино, в котором есть только звук, будто специально сделано для здания первого звукового кинотеатра Москвы, пребывающего сейчас в переходном периоде.