Артемий Лебедев реабилитировался перед мэрией

Фирменный стиль парка Горького, разработанный студией Лебедева, не признали плагиатом, а схема метро выиграла городской конкурс
Анна Семенова
Артемий Лебедев. Фото: ИТАР-ТАСС/Денис Кожевников

Московские власти подвели итоги интернет-голосования на лучшую схему столичной подземки. С огромным отрывом победила работа студии Артемия Лебедева. Этот вариант уже в марте появится в вагонах и на станциях метро, после того как будет доработана версия для вестибюлей. Это вторая хорошая новость для дизайнера. Также стало известно, что новый фирменный стиль и логотип парка Горького, который студия Лебедева представила в октябре 2012 года, не признали плагиатом. Об этом «Известиям» сообщила директор парка Ольга Захарова.

В плагиате дизайнера обвинили блогеры. По их мнению, предложенные буквы и цифры были скопированы с фирменного стиля бренда National Parks of New York Harbor, который объединяет 23 национальных парка в окрестностях Нью-Йорка. Американская версия стиля была разработана в ноябре 2011 года.

Как пояснила Захарова, парк во избежание дальнейших инсинуаций поручил экспертам исследовать вопрос о возможности признания элементов фирменного стиля парка самостоятельными объектами авторского права.

— В официальном заключении было сказано, что анализ предоставленных материалов не выявил признаков нарушения студией Лебедева авторских прав третьих лиц, то есть плагиата нет, — сказала она.

Захарова добавила, что разработанный дизайнером фирменный стиль будет применяться в парке с весны этого года. В студии Лебедева отказались от комментариев.

Что касается схемы метро Лебедева, она набрала почти 40 тыс. голосов на интернет-конкурсе правительства Москвы. Это примерно в два раза больше, чем у конкурентов — дизайнера Ильи Бирмана и группы дизайнеров «РИА Новости». На новой схеме пересадочные узлы, включающие более двух станций, изображены в виде круга с плавным переходом цветов линий. Повторявшиеся названия на Филевской линии были переименованы: в новой схеме обозначены станции «Арбатская-2» и «Смоленская-2». Правда, как пояснили в департаменте транспорта, в итоговой версии карты они будут все-таки обозначены по-старому, без цифр.

На схему также нанесены основные маршруты электричек, полуэкспрессных автобусов 900-х маршрутов, аэропорты, вокзалы, линии «Аэроэкспресса», монорельсовая дорога, перехватывающие парковки и оборудованные лифтами для инвалидов станции. Кроме того, под каждой линией помимо названия подписан также ее цвет, это сделано для удобства пассажиров с трудностями восприятия цвета. Дизайнеры студии разработали несколько вариантов схемы: лаконичную, с «подложкой» из маршрутов других видов общественного транспорта, а также с обозначением парков, Бульварного, Садового, Третьего транспортного колец, МКАД и основных достопримечательностей столицы.

В каждом вагоне полагается наклеивать три схемы метро, на одной из которых может размещаться блок рекламы, а на двух остальных располагаются правила пользования подземкой. В новой версии схемы место правил займет алфавитный указатель станций, а сами правила «переедут» на отдельную наклейку. Как рассказали «Известиям» в столичном департаменте транспорта, новые схемы появятся в вагонах и вестибюлях подземки уже в марте. Весной также планируется объявить тендер на разработку дизайна новых билетов на общественный транспорт. В нем может принять участие и студия Лебедева.

Используемая сейчас новая схема подземки появилась в сентябре 2012 года. Она была разработана компанией «Гема», выигравшей тендер на право размещения рекламы в метро. Новая карта успела вызвать резкую критику со стороны пассажиров метро, которые отмечали запутанность и небрежное исполнение схемы. Кроме того, на действующей схемы нет Москвы-реки. В итоге столичные власти решили объявить конкурс на новую карту метро, причем дизайнеры должны были выполнить работу бесплатно, получив лишь право разместить свой логотип на схеме. Москву-реку все конкурсанты вернули на место.

Дополнительных затрат на замену схемы не планируется: это произойдет в рамках очередного обновления карт в вагонах и вестибюлях. Московский метрополитен уже запросил котировки на изготовление 8,7 тыс. схем подземки. На это планируется потратить 420 тыс. рублей. Схемы будут пяти форматов: для четырех разных моделей поездов и в виде линейной развернутой схемы. Линейную схему вывешивают над окнами в вагонах старого образца, где нет электронной схемы линии. Планируется заказать новые версии такой схемы для восьми линий метро.

Член жюри, эксперт общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков назвал все три схемы, прошедшие в финал конкурса, «профессионально сделанными» и «на голову выше существующей схемы». Он отметил, что, судя по распределению голосов, москвичи оказались морально не готовы к тому, чтобы Кольцевая линия не имела форму идеальной окружности.

— Последние 60 лет на схеме метро Кольцевая линия была круглой, это стало брендом города. Полагаю, что этот фактор существенно повлиял на выбор голосовавших не в пользу версии «РИА Новости», — сказал Свириденков.

По его словам, схема Лебедева в предыдущем варианте была закуплена компанией «Аэроэкспресс» и достаточно давно используется там. Кроме того, схема, участвующая в конкурсе, еще до объявления результатов появилась на колоннах экстренного вызова в новых станциях московского метро — «Алма-Атинской» и «Пятницком шоссе».