Омбудсмен потребовал отказаться от дактилоскопии бомжей

Общественники выступили в защиту бездомных, у которых принудительно снимают отпечатки пальцев
Светлана Башарова
Фото: архив редакции

Уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский направил в столичный департамент соцзащиты письмо с просьбой отказаться от «принудительной дактилоскопии бездомных» (документ есть в распоряжении редакции). Как ранее сообщали «Известия», ведомство планировало установить в машинах мобильных патрулей 20 специальных сканеров, которые позволят брать отпечатки пальцев у бомжей прямо на улицах. После обращения Музыкантского глава департамента соцзащиты Владимир Петросян сообщил «Известиям», что тендер на закупку сканеров отменен, а сама идея будет обсуждаться с общественностью.

В письме на имя Петросяна Александр Музыкантский указал, что в соответствии с законом «О государственной дактилоскопической регистрации» заниматься ею и хранить отпечатки пальцев органы соцзащиты не уполномочены. Также Музыкантский попросил Петросяна проверить слова правозащитников о том, что принудительная дактилоскопия бездомных проводится в отделениях полиции, куда стражи порядка доставляют бездомных после специальных рейдов.

Глава департамента соцзащиты Владимир Петросян рассказал «Известиям», что его ведомство проводит вовсе не дактилоскопию. По его словам, речь идет об «оптическом сканировании капиллярных узоров пальцев человека». При этом сохраняется не рисунок на плоскости, как при дактилоскопии, а «математическое описание трехмерного объемного изображения пальца». Владимир Петросян сообщил, что сканирование бездомных — «личная инициатива» его подчиненных, после письма Музыкантского он принял решение ее «приостановить» и отменить тендер на поставку сканеров.

— Сейчас наше правовое управление работает над вопросом, имеем ли мы право проводить такую процедуру, — пояснил глава департамента. — Потом идея будет обсуждаться с общественностью, и тогда мы примем окончательное решение.

По словам Владимира Петросяна, сканеры позволят «вести учет граждан, не имеющих документов», и исключать «случаи дублирования оказания помощи».

— У 70% бездомных нет паспорта, и если кто-то умрет на улице, мы даже не узнаем, как его зовут, — добавил Владимир Петросян. — С помощью сканеров мы сможем хотя бы выяснить, как этот человек сам себя называл, когда его регистрировали.

К слову, с 1 января 2012 года отпечатки пальцев у бомжей снимают во всех городских ночлежках. Хоть эта процедура и считается добровольной, без нее в госучреждение бездомного не пустят.

Как рассказал «Известиям» Александр Музыкантский, если вместо дактилоскопии будет проводиться «оптическое сканирование», проблема не исчезнет.

— Бездомные так испугались, что у них снимают отпечатки пальцев, что перестали обращаться за помощью к социальным работникам, — пояснил Александр Музыкантский. — Они боятся, что в полиции на них потом повесят какое-то преступление. По мнению омбудсмена, идея департамента может быть воплощена, но перед этим необходимо провести разъяснительную работу среди бездомных и обсудить этот вопрос с правозащитниками.

Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе считает, что устройства для снятия отпечатков пальцев будут удобны прежде всего для самих сотрудников департамента: их не упрекнут, что они списали 10 порций каши «в никуда», если будут подписи лиц, идентифицированных хотя бы с помощью сканеров. Юрист не видит в применении такого средства контроля ничего противозаконного.

По словам Владимира Петросяна, ему не известно о случаях принудительного снятия отпечатков пальцев у бездомных в полиции. Между тем исполнительный директор международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (доктор Лиза) утверждает, что в октябре пятеро ее подопечных были насильно доставлены в ОВД «Тверское» работниками «Социального патруля». В ОВД, не получив их согласия, у бомжей сняли отпечатки пальцев.

— По словам бездомных, они просто подошли к машине за едой, а их запихнули в нее и увезли, — говорит Елизавета Глинка. — Раньше бездомные доверяли «Социальному патрулю», а теперь боятся.

По мнению Елизаветы Глинки, около 1 млн рублей, на которые департамент планировал приобрести сканирующие устройства, лучше потратить на более простые вещи: бездомным не хватает еды, теплой одежды, мест, где они могут согреться. По информации департамента здравоохранения, за последние 10 дней с улиц Москвы были госпитализированы семь бездомных с диагнозом переохлаждение и двое с диагнозом обморожение.