В Москве возрождают «всероссийские» стройки

Столичные власти начали в регионах отбор строительных кадров
Маргарита Верховская
Фото: ИЗВЕСТИЯ

Мэрия организует широкую кампанию по поиску кадров для строительной отрасли. Для осуществления масштабных планов Москвы по жилищному строительству, реконструкции вылетных магистралей и метрострою не хватает десятков тысяч рабочих рук.

Как сообщил «Известиям» начальник отдела внешней трудовой миграции департамента труда и занятости Андрей Кубышкин, в этом году ведомство по поручению мэра Собянина проведет как минимум четыре выездные ярмарки вакансий в регионах — в первую очередь в Центральном федеральном округе. В ближайшие месяцы выездные ярмарки пройдут в Рязани, Смоленске, Владимире и Туле.

В рамках ярмарок департамент проведет эксперимент по «хедхантингу» с помощью видеоконференций: работодатели смогут пообщаться с потенциальными сотрудниками, не уезжая из Москвы.

— С помощью видеоконференций мы намерены охватить не только областные города, но и районные центры, — пояснил Кубышкин. — Так, проводя выездную ярмарку в Смоленске, мы дистанционно свяжемся и с соискателями в другом ключевом городе области — Вязьме.

Столичные компании рассчитывают привлечь региональных специалистов и квалифицированных рабочих высокими зарплатами — от 50 тыс. рублей. Объясняется это нежеланием москвичей идти на строительные проекты из-за тяжелых условий труда. Вакансии, которые не займут жители столицы и регионов, отдадут гастарбайтерам из ближнего зарубежья.

Между тем эксперты прогнозируют в следующие три года в столице строительный бум. В 2012 году планируется начать реконструкцию девяти вылетных магистралей. Согласно Адресной инвестиционной программе Москвы на 2012–2014 гг., в этом году будет введено в эксплуатацию 817,4 тыс. кв. м жилья. К 2014 году в столице построят 47,1 км метро (21 новую станцию).

Но призыв строителей из провинции может удовлетворить необходимость в кадрах лишь частично. «Мы можем пригнать из регионов толпу безработных, прельстившихся уровнем зарплат, но если они умеют только кирпичи таскать, никакой пользы от этого не будет, один вред», — пояснил «Известим» вице-президент Ассоциации строителей России (АСР) Владимир Пономарев.

По его словам, в стране полностью разрушена система профессионального образования. Поэтому в провинции те же проблемы с кадрами, что и в Москве. Уровень знаний гастарбайтеров из стран СНГ тоже крайне низок. Пономарев отметил, что нужно срочно восстанавливать сеть строительных ПТУ. «Для поиска рабочей силы в строительстве необходима правительственная программа, в том числе по государственно-частному партнерству, — сказал вице-президент АСР. — Дело не только в обучении, но и в социальных условиях. Где будут жить эти десятки тысяч строителей из регионов? Ночлежки не способствуют качественным работам».

Пономарев напомнил, что на очереди к масштабному строительству еще и «новая» Москва, планов развития которой пока нет даже на бумаге. До начала ее застройки у мэрии есть время на воссоздание системы подготовки и отбора необходимых кадров.

Между тем бизнес уже выразил готовность к сотрудничеству с властями в ярмарках вакансий. Как пояснил «Известиям» замгендиректора «Главстроя» Евгений Иванов, выездные мероприятия помогут привлечь в Москву трудовые ресурсы из регионов, где строительство идет слабо.

По его словам, бонусов в виде служебных квартир строительные компании обычно не предлагают. «Нигде в мире предприятия не решают жилищные проблемы сотрудников, — отметил Иванов. — Другое дело, что в Москве нет цивилизованного рынка арендного жилья. Решить эту проблему может только государство за счет строительства доходных домов. Частные инвесторы на этот стихийный рынок не идут».

Как ранее писали «Известия», столичные власти знают о проблеме с квалификацией строителей. По словам заммэра Марата Хуснуллина, правительство намерено создать научно-технические центры, где будет вестись переподготовка рабочих. Под образовательные цели хотят отдать территории промзон, а также организовать курсы на базе действующих НИИ. Помимо прочего, Хуснуллин предложил переучивать строителей из жилищного сектора в транспортников.