IV Транссибирский арт-фестиваль расширил границы

В программе форума органично сосуществовали музыка, танец, фотография и кинематограф
Анастасия Попова
Фото: пресс-служба IV Транссибирского арт-фестиваля

Завершившийся в Новосибирске IV Транссибирский арт-фестиваль стал самым масштабным в своей истории. Границы расширили и география проекта, и его творческая часть.

— Традиции, которые мы задали в начале жизни проекта, обрастают новыми событиями. А новшества, в свою очередь, связаны с выходом традиционных направлений на новый уровень, — отметил в беседе с «Известиями» художественный руководитель фестиваля Вадим Репин.

Материалы по теме2Скрипач Вадим Репин рассказал о положении классической музыки в РоссииКультураМелодии «Транссиба»Культура

В этом году Транссибирский арт-фестиваль совпал с юбилейной датой — 80-летием Новосибирской области. После закрытия фестиваля в Сибири концертные вечера впервые пройдут в Тюмени, Самаре и Тобольске, а также в Санкт-Петербурге, Токио и Брюсселе.

Если в прошлом году ощущался значительный перевес в сторону музыки, что ставило под сомнение приставку «Арт», то в этот раз форум полностью оправдал свое название. Музыка, танец, фотография и кинематограф в программе органично сосуществовали. Не на равных, но в стабильном балансе.

Фойе Новосибирской филармонии имени Арнольда Каца встречало зрителей фотовыставкой Александра Иванова, запечатлевшей участников фестиваля разных лет. Творческое кредо автора опознается мгновенно — поймать объект съемки в движении и запечатлеть сиюминутную эмоцию.

Вот задумчивая Светлана Захарова, встав на пуанты, готовится к выступлению. На соседнем фото — Александр Князев и Вадим Репин под бравурный жест дирижера Шарля Дютуа завершают двойной концерт Брамса. Еще через пару шагов — уставшие Вадим, Дмитрий Юровский и Лера Ауэрбах принимают овации публики. Между репортажными фотоснимками раскинулись живописные пейзажи Италии, Индии, Бразилии, Аргентины.

— К «Транссибу» «природные» снимки отношения не имеют, — заметил фотохудожник. — Но в его контексте, без сомнения, воспринимаются как знак надежды: в будущем фестиваль затронет и эти страны.

Оптимизм Вадима Репина имеет реальную основу. Творческому уровню форума и разнообразию прозвучавших на нем опусов можно только подивиться. За 20 дней зрители успели встретить рассвет в горах («Весна в Аппалачах» Копленда), прогуляться по улицам Парижа («Американец в Париже» Гершвина), побывать на итальянском маскараде (увертюра «Римский карнавал» Берлиоза), оплакать жертв сталинского террора (Камерная симфония Шостаковича), потанцевать с мечтой (мировая премьера опуса Dreamdancers Энйотта Шнайдера), а кроме того — пополнить свой культурный багаж.

За исключением пары-тройки хитов — «Времен года» Вивальди, «Фантастических пьес» Шумана и квинтета Брамса — исполненные на фестивале сочинения мало известны широкой публике. Есть даже настоящие раритеты — например, Органная месса Баха, которая почти не звучит в России.

Однако Транссибирский фестиваль — это не только легендарные сочинения, но и легендарные артисты. В этом году его посетили дирижеры Лоренс Фостер и Владимир Федосеев, пианисты Николас Ангелич и Дана Чиокарли, скрипачи Владимир Спиваков, Джулиано Карминьола, Леонард Шрайбер, виолончелист Александр Князев.

Печалью меломанов стало малое присутствие в афишах имени идейного вдохновителя и организатора творческого собрания Вадима Репина. Скрипач принял участие в камерных концертах и выступил на юбилейном вечере Новосибирской консерватории с интермеццо из Испанской симфонии Лало. Свои нечастые появления он объяснил желанием уступить место коллегам.

— Я не хотел перегружать собой программу. На первом фестивале играл почти везде. На втором и третьем — тоже. В этом году взял тайм-аут, а на следующем фестивале, в год нашего пятилетия, врежем по полной, — смеется артист.

И всё же лучшие эпизоды фестиваля — те, где играл Вадим Репин. Один из них — концерт «Романтика в лицах», состоящий из камерных сочинений XIX века, с участием Александра Князева, Николаса Ангелича, Леонарда Шрайбера и Со-Ок Ким. Состав исполнителей поначалу вызывал сомнения: смогут ли именитые музыканты презреть амбиции солистов и объединиться в ансамбль?

Драматургия вечера развивалась по нарастающей. Сперва артисты исполнили струнный терцет Дворжака, повествующий о красоте чешских пейзажей. Неспешное развертывание материала позволило музыкантам обратить внимание на детали: пропеть выразительные соло и насладиться сочетаниями тембров.

Кульминацией концерта стал знаменитый Квинтет Брамса: в трактовке ансамблистов он обрел поистине симфонический масштаб. Начальная балладная тема, объединяющая первую часть, прозвучала как грозное предзнаменование судьбы. И далее, через всё сочинение музыканты пронесли нужный драматический нерв и логично подвели развитие к финальному трагическому аккорду.

​​​​​​​

— Мне посчастливилось выступить с крупными солистами. Но когда мы играем в ансамбле, никакого стремления к лидерству нет. Каждый думает об общей цели — объяснил успех выступления Александр Князев.

Главным же нововведением IV Транссибирского арт-фестиваля стала новая программа мастер-классов. В этом году Вадим Репин организовал двухнедельный цикл занятий по специальностям: вокал, фортепиано, скрипка, виолончель, труба, тромбон, дирижирование и импровизация.

Его слушателями стали более 3 тыс. человек, в том числе и совсем юные музыканты 5–6 лет. Вход на мастер-классы сделали свободным. Но секрет успеха программы — не только в ее доступности. Атмосфера на показательных уроках царила в высшей степени творческая, по накалу страстей не уступающая концертам.

:

Вадим Репин озвучит Транссибирскую магистраль

Вадим Репин: «Важно построить культурные мосты — они самые крепкие»