Современная музыка не признает границ

Фестиваль молодых композиторов охватит российские регионы, страны СНГ и дальнее зарубежье
Андрей Туманов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Творчество молодых российских композиторов будет представлено от Якутска до Парижа, а столичные мэтры обучат музыкантов-студентов из провинции. Таковы планы на 2017 год, объявленные Молодежным отделением (МолОт) Союза композиторов России и Гильдией молодых композиторов Российского музыкального союза (РМС).

Творческие объединения анонсировали «Транснациональный фестиваль-2017», который стартует 28 марта в Санкт-Петербурге на новой сцене Мариинского театра и охватит целый ряд российских регионов — Татарстан, Карелию, Башкортостан, Якутию, Нижегородскую, Саратовскую, Астраханскую и Калининградскую области. Также в рамках проекта запланированы мероприятия за рубежом — во Франции, Польше, Грузии и Белоруссии.

Организаторы фестиваля подчеркивают: российским композиторам надо более активно взаимодействовать внутри страны, но в то же время — интегрироваться в международный музыкальный процесс. И творческие союзы готовы оказать содействие.

— Представители национальных композиторских школ сегодня живут обособленно, после распада Советского Союза их взаимодействие оказалось осложнено, — рассказал «Известиям» секретарь Союза композиторов РФ, председатель Гильдии молодых композиторов РМС Ярослав Судзиловский. — Похожие проблемы — и внутри страны. В каждом регионе что-то пытаются сделать, где-то более успешно, где-то — менее, но единый вектор отсутствует. Наша задача — этот вектор обозначить и объединить разрозненные силы в рамках глобального проекта.

Представители бывших союзных республик поддерживают московских коллег.

— Подобные проекты очень важны — прежде всего для диалога композиторов на постсоветском пространстве, — уверен первый секретарь правления Белорусского общества современной музыки Алексей Пилатов. — И особенно ценно, что МолОт и Гильдия организуют не только концерты, но и творческие мастерские, в том числе и у нас, в Белоруссии. Фактически можно говорить о возрождении советской композиторской школы.

По словам организаторов, образовательная программа — ключевая составляющая проекта. В течение года в четырех удаленных друг от друга регионах — Белоруссии, Саратове, Якутске и Санкт-Петербурге — будут проходить курсы известных композиторов и исполнителей. Владимир Мартынов, Вячеслав Артемов, Марк Пекарский и другие столичные мэтры поработают со студентами на местах. Лучшие партитуры, написанные «подмастерьями» под руководством «мастеров», не только сыграют на концертах, но и опубликуют в ежегодном нотном сборнике (выход первого издания запланирован на декабрь).

И для исполнения, и для публикации партитуры будут отбираться по всей стране. И композиторы из провинции получат такие же возможности, как и жители обеих столиц. Генеральный директор РМС Александр Клевицкий уверен: в проектах творческих союзов необходимо как можно более активно задействовать региональные силы.

— Вся музыкальная жизнь сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге, и талантливым провинциалам бывает очень сложно пробиться, заявить о себе, продемонстрировать свое творчество, — пояснил Александр Клевицкий «Известиям».

— Поэтому региональная политика, в частности, в молодежном движении очень важна — в том числе и для поиска талантливых кадров. Мы и в дальнейшем будем поддерживать нашу молодежную гильдию в стремлении расширять географический охват.

Также в рамках фестиваля пройдет научная конференция, посвященная актуальным проблемам современных композиторов и современному музыкальному процессу. Организаторы надеются, что научное сообщество поможет композиторам выработать дальнейшую стратегию продвижения своего творчества в России и за рубежом.

:

Композитор Рашид Калимуллин — о недооцененной роли педагогов музыкальных школ в культурной жизни страны

Алан Менкен: «Нельзя влюбляться в свою собственную музыку»

Москва встречает Год Стравинского