Несколько недель без мяса, рыбы, яиц и молочных продуктов могут заметно менять обмен веществ на уровне генов. Это следует из исследования, опубликованного в журнале Nature Communications.
Специалисты проанализировали данные 200 здоровых жителей греческого региона Салоники, которые по религиозным причинам 180–200 дней в году отказываются от продуктов животного происхождения. Для сравнения привлекли еще 211 человек из того же региона, которые подобных ограничений не соблюдают.
Анализ показал, что отказ от продуктов животного происхождения сопровождается изменениями в работе генов и обмене веществ. Особое внимание ученые обратили на белок FGF21, участвующий в регулировании энергетического обмена.
У некоторых участников определенный вариант гена сопровождался признаками так называемого побурения жировой ткани, когда белые жировые клетки начинают частично приобретать свойства бурого жира, активнее расходующего энергию.
Также исследователи зафиксировали изменения активности гена LBR, участвующего в синтезе холестерина. Ученые предполагают, что это может быть компенсаторной реакцией: когда организм получает меньше холестерина с пищей, он меняет собственные процессы его производства.
Авторы работы подчеркивают, что исследование не доказывает прямой защиты от ожирения, однако показывает тесную связь между питанием, генетикой и обменом веществ.
Клинический взрослый и детский нутрициолог Виктория Гришина рассказала «Известиям» 21 июля, что средиземноморская диета может поддерживать здоровье сердца и сосудов. По ее словам, она благоприятно влияет на обмен веществ, пищеварение и эмоциональное состояние, а также помогает контролировать аппетит и массу тела.