Договор дороже: медику удалось оспорить размер компенсационных выплат

В Благовещенске суд встал на сторону медсестры в споре о зарплате
Сергей Гурьянов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

В Благовещенске суд принял решение, которое может оказаться знаковым для всех бюджетников: медсестра смогла доказать, что после повышения оклада должны увеличиваться и зависящие от его размера стимулирующие и компенсационные выплаты. Перед этим руководство Амурской областной клинической больницы, подняв оклад в связи с федеральными требованиями, решило ограничить рост общей зарплаты, установив фиксированные суммы стимулирующих и компенсационных выплат. Суд счел эту практику незаконной — и это, возможно, повлияет на ситуацию и в других учреждениях здравоохранения и регионах, где применяется та же схема. Подробнее о резонансном решении — в материале «Известий».

В чем была суть спора

Решение, о котором идет речь, принято еще 7 ноября, однако опубликовано только сейчас. В суд обратилась медсестра Амурской областной клинической больницы Марина Андреева. Она требовала признать незаконным соглашение об изменении условий трудового договора и произвести перерасчет заработной платы.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

С 1 апреля 2024 года ей увеличили оклад — в связи с поручением Владимира Путина о доведении доли окладов медработников до 50% от итоговой зарплаты. Однако спустя несколько месяцев медсестре дали подписать дополнительные соглашения к трудовому договору, в которых предлагалось изменить процентное соотношение компенсационных и стимулирующих выплат на фиксированное значение.

Таким образом при окладе в 21,4 тыс. рублей, например, доплата за наличие квалификационной категории с 30% от оклада (6430 рублей) снизилась до 4480 рублей, за работу в сельской местности с 25% от оклада (5358 рублей) до 3731 рубля — и т.д. Андреева сочла это незаконным, так как изменение условий трудового договора допускается только по соглашению сторон. Она потребовала произвести перерасчет заработной платы с 1 октября 2024 года до момента вынесения решения суда.

Представитель больницы в судебном заседании с этими требованиями не согласился, указав на решение Минздрава Амурской области, который в июне 2024 года разработал положения об оплате труда работников бюджетных учреждений здравоохранения. По нему стимулирующие и компенсационные выплаты устанавливаются в абсолютном значении. Также указывалось на решения Верховного суда, согласно которым стимулирующие выплаты относятся к дополнительным элементам заработной платы и «могут регулироваться работодателем самостоятельно, без обязательного соблюдения процедур, предусмотренных для изменения существенных условий трудового договора».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Минздрав Амурской области в отзыве на исковое заявление больницу поддержал.

Однако суд прислушался к требованиям Марины Андреевой, признав изменение условий договора незаконным. Больницу обязали произвести перерасчет заработной платы.

Юрист Олег Самсонов подчеркивает, что суд правильно определил, что установление выплат стимулирующего компенсационного характера в абсолютных величинах при увеличении оклада незаконно, тем более что это никакая не новая система об оплате труда, а просто ухудшение условий по старой.

— Выплаты — те же самые, название их никак не меняется, просто их устанавливают в абсолютных величинах. Это незаконно. Если работник не соглашается на внесение изменений в трудовой договор и установление компенсационных и стимулирующих выплат в абсолютном значении, то работнику и должны платить по прежнему соглашению, — пояснил он «Известиям».

При этом если сотрудник сам согласится на новые условия, то это будет законно — и он потеряет в зарплате.

Насколько массовыми были жалобы

Сопредседатель профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал отметил, что в 2024 году, после озвученного поручения о доведении окладов медработников до 50% от общей заработной платы, по всей стране стали пересматривать структуру оплаты труда.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Татьяна Улемская

— Минздрав тогда выпустил приказ, разъясняющий, как с их точки зрения можно было бы пересмотреть структуру оплаты. И там они рекомендовали это делать в том числе путем снижения стимулирующих и компенсационных выплат, — заявил собеседник «Известий». — Между тем в Амурской области зарплаты выросли, и, видимо, там посчитали, что слишком сильно. Поэтому в июне 2024 года принимается новое примерное положение об оплате труда, в котором как раз и перевели надбавки на фиксированные и меньшие, чем раньше, суммы.

По словам Андрея Коновала, в этой ситуации также произошел временной разрыв между решениями о поднятии оклада и снижением надбавок: раньше такое могло прописываться в одном нормативном акте — и с этим было сложнее спорить, а теперь между этими событиями прошло несколько месяцев.

Сопредседатель профсоюза «Действие» отметил, что сотрудники стали жаловаться в надзорные органы, и прокуратура и инспекция труда признали пересмотр работодателем трудового договора в одностороннем порядке неправомерным. Тем более что работников поставили в условия, когда прежние условия труда сохранить невозможно, а принятие новых означало бы снижение зарплаты. В противном случае — увольнение.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Однако в суды работникам пришлось идти самостоятельно. Этому предшествовал массовый отказ от подписания новых условий трудового договора, рассказывает Андрей Коновал. По его данным, сейчас работники около десяти медицинских учреждений находятся в длительном судебном процессе с работодателями по этому поводу.

Почему это важно для всех бюджетников

Андрей Коновал считает, что если эта судебная практика устоит, прецедент станет очень важным для дальнейшего развития трудовых отношений.

— Трудовой кодекс четко говорит, что регулирование трудовых отношений сочетает в себе принцип государственного и договорного регулирования. Нам же все эти годы пытаются доказать, что как чиновники приняли решение, так и должно быть, даже если при этом происходит ухудшение, как в случае с Амурской больницей. Нельзя допускать, чтобы работодатель в одностороннем порядке мог диктовать и менять условия труда, — сказал он.

По его словам, при необходимости медики, которые смогли выиграть это дело, дойдут до Верховного суда, чтобы подтвердить неправомерность действий работодателя.

Олег Самсонов отмечает, что этот прецедент важен и для учителей, у которых схожая система оплаты труда и похожие проблемы. Так, в Хабаровском крае, где сейчас оклады для учителей установлены на уровне 12 тыс. рублей (и это также оспаривается в судах), собираются с 2026 года повышать окладную часть на 25% и вводить компенсационные и стимулирующие выплаты в абсолютных значениях для всех педагогов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— Я делал расчеты для педагога, который закрывает больше двух ставок, работая 42 часа, — рассказал он. — Если учителю с высшей квалификационной категорией увеличить оклад на 25% и установить в абсолютных величинах доплату за стаж, за квалификационную категорию, то зарплата не то что увеличится с января, а уменьшится почти на 40 тыс. рублей. Зарплата вырастет только у учителей, которые не имеют ни стажа, ни категории. Я считаю, что это незаконно — и я бы советовал учителям вообще не подписывать эти дополнительные соглашения, а просто по примеру медиков шел бы в суд.

Председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков, впрочем, замечает, что по зарплатам учителей нет единой практики. Хотя система оплаты труда бывает в чем-то похожа, есть и существенные отличия. История похожа в том смысле, что при повышении окладов часто начинаются манипуляции с оставшейся частью зарплаты.

— Каковы размеры этих компенсационных и стимулирующих выплат, зависит от региона, а где-то и от района и конкретной школы, — сказал он «Известиям». — Но когда Конституционный суд признал, что оклад учителя должен быть не меньше МРОТ, в регионах стали в ответ на законные требования учителей урезать или вовсе отменять компенсационные и стимулирующие выплаты.

Между тем, как сообщалось в октябре прошлого года, в 2025 году должна была в пилотном режиме проверена новая система оплаты труда бюджетников — учителей и медиков. В 2026 году планировалось подготовить окончательное решение, а в 2027 году (но вовсе не обязательно с начала года) внедрить по всей стране. С тех пор новых сведений на этот счет не поступало.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

В профсоюзах возлагали именно на эту систему большие надежды: она должна была привести к повышению зарплаты и отчасти — к ее выравниваю между регионами. Однако, по приблизительным подсчетам, на внедрение системы по всей стране необходимо было бы около 450 млрд рублей, говорит Андрей Коновал.

Дмитрий Казаков подчеркнул, что «можно изобретать любую систему оплаты труда», но если не выделяются деньги, то не произойдет и увеличения зарплаты — будет лишь бесконечное перераспределение средств.

«Известия» направили запросы в Минздрав и Минпросвещения.