Госдума приняла поправки в КоАП РФ, заметно увеличивающие штрафы за нарушение правил перевозки детей в автомобилях. Для обычных водителей, не использующих детские удерживающие устройства, санкции возрастают в полтора раза, а для таксистов — вдвое. Эксперты неоднозначно оценивают эти изменения, считая, что они приведут к отказу таксистов от заказов на поездки с детьми. Подробности — в материале «Известий».
Безопасность детей в приоритете
Государственная дума приняла 17 декабря сразу во втором и третьем чтениях поправки в КоАП РФ, ужесточающие ответственность за нарушение правил перевозки детей.
Теперь штраф за перевозку ребенка с нарушением требований ПДД для физлиц увеличивается с нынешних 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Для должностных лиц санкции возрастают с 25 тыс. до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц — со 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
По действующим ПДД дети до семи лет должны перевозиться в автомобиле только в детском удерживающем устройстве (системе). Если ребенок старше семи лет, но из-за его роста или веса детское автокресло ему уже мало, то допускается перевозить его на заднем пассажирском сиденье машины. Но при этом он должен быть обязательно пристегнут штатным ремнем безопасности так, чтобы диагональная лямка проходила по груди, а не по шее, подчеркивают в Госавтоинспекции. При этом, напоминают в ведомстве, различные лямки, адаптеры, фиксаторы, накладки на ремни безопасности и другие аналогичные предметы не являются детскими удерживающими системами (устройствами) — соответствующие изменения в ПДД вступили в силу в конце июля.
— Использование подобных суррогатов при перевозке ребенка недопустимо и является прямым нарушением ПДД. Их применение чревато самыми тяжелыми последствиями в случае ДТП, — подчеркнул заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма ГУОБДД МВД России полковник полиции Антон Белан.
Как следует из пояснительной записки к принятому законопроекту, анализ административной практики показал, что в период 2020–2023 годов отмечается рост числа правонарушений, связанных с перевозкой детей. Так, если в 2020 году по ним было оформлено 504,9 тыс. постановлении, то в 2021-м их число выросло до 580,5 тыс. В 2022 году за данное нарушение выписано уже 652,4 тыс. штрафов, а в 2023-м — более 656 тыс.
Согласно данным Госавтоинспекции за 11 месяцев этого года, количество возбужденных административных дел по ч. 3 ст. 12.23, связанных с нарушением установленных правил перевозки детей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 11,9% (548,4 тыс. постановлений). Тем не менее с сначала года 33,2% погибших детей-пассажиров перевозились без детских удерживающих устройств или не были пристегнуты ремнями безопасности.
Таксисты получили должности
Согласно тексту документа, за перевозку ребенка без детского кресла «лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица». При этом «физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», совершившие административное правонарушение несут административную ответственность как должностные лица в случае, если такое правонарушение совершено в процессе осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».
Иными словами, водителям такси, работающим в качестве ИП, за перевозку ребенка без детского кресла будет грозить штраф в размере 200 тыс. рублей, а самозанятым — в размере 50 тыс. рублей.
«Перестанут брать заказы»
Штраф за нарушение правил перевозки детей должен быть сопоставим со стоимостью детского кресла, считает член президиума общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто. Поэтому решение об увеличении штрафа до 5 тыс. рублей за его отсутствие при перевозке ребенка вполне оправданно, подчеркнул он.
— Но этот штраф должен быть един для всех водителей независимо от того, управляет он своей машиной или является таксистом, оформившим ИП или статус самозанятого. Введение штрафов в 50 тыс. и 200 тыс. рублей для этих категорий водителей может привести к тому, что таксисты, даже у которых есть в машине детское кресло, просто перестанут брать заказы на перевозку пассажиров с двумя детьми, или если имеющееся на борту удерживающее устройство не подходит для перевозки конкретного маленького пассажира, — считает Игорь Моржаретто.
Действующие правила перевозки детей предполагают использование четырех видов детских удерживающих устройств, рассказала «Известиям» председатель общественного совета по развитию такси, член общественного совета при Минтрансе РФ Ирина Зарипова. Детская люлька и два классических автокресла достаточно габаритные, и только бустер можно отнести к компактным решениям, отметила она.
— Если рассматривать ситуацию с точки зрения реальной эксплуатации автомобиля такси, становится очевидно, что требование иметь полный набор таких устройств, тем более в нескольких экземплярах, практически невыполнимо, — уверена Ирина Зарипова.
Водитель такси может столкнуться с ситуацией, когда необходимо перевозить двоих детей одного возраста, а значит, требуются два одинаковых полноразмерных кресла, отметила она. В результате багажное пространство оказывается полностью занятым, и перевозка пассажиров с чемоданами, например, на вокзал или в аэропорт становится невозможной.
— Фактически перевозчики будут вынуждены выбирать, какие категории пассажиров они могут обслуживать, а какие — нет. Под ударом в этой ситуации оказываются именно пассажиры с багажом, которые могут столкнуться с неожиданным отказом в поездке без очевидных для них причин. Это создает риск снижения доступности услуги такси в наиболее чувствительных случаях — поездках на вокзалы, в аэропорты, — заявила «Известиям» Ирина Зарипова.
Она отметила, что штраф в размере 50 тыс. рублей для самозанятого водителя в регионах в ряде случаев превышает его месячный доход, особенно с учетом того, что большинство самозанятых работают в такси в формате подработки. В таких условиях страх получить штраф, превышающий заработок, становится серьезным демотивирующим фактором, считает эксперт. Председатель общественного совета по развитию такси рассказала, что уже сейчас организация получает сигналы от перевозчиков о том, что часть водителей предпочтет отказаться от поездок с детьми. Ирина Зарипова опасается, что новые санкции, особенно в сочетании с другими мерами по ужесточению регулирования отрасли, могут привести не к повышению безопасности, а к росту отказов от перевозки отдельных категорий пассажиров и в долгосрочной перспективе к увеличению нелегальных перевозок.
— Требуется гибкое решение. Одним из возможных вариантов может стать создание системы аренды детских удерживающих устройств в местах массового спроса: на вокзалах, в аэропортах, торговых центрах, медицинских учреждениях, детских садах. Это позволило бы водителям и пассажирам использовать кресла по мере необходимости, без обязанности постоянно перевозить полный набор устройств в автомобиле. Такие механизмы требуют обсуждения и проработки совместно с регуляторами и бизнесом, чтобы требования безопасности были реализуемыми в реальных условиях работы такси, — считает Ирина Зарипова.
Приравняли к предприятиям
Использование ремней безопасности и детских удерживающих устройств — безусловно обязательное требование, и ответственность водителя за его нарушение справедлива, подчеркивают в такси «Максим». Однако спрос на поездки с детьми носит нерегулярный характер, их доля в общем объеме заказов мала, отмечают в компании.
— В основном поездки совершают взрослые пассажиры. И если водителей обязать возить детские кресла на разный возраст и вес ребенка, то будут жалобы, что не хватает места для взрослых пассажиров и багажа, — отметили в пресс-службе компании.
Руководитель Объединения самозанятых России Иван Литвинов отметил, что сейчас отрасль сталкивается с ситуацией, когда в части штрафов и требований водителей — физических лиц (самозанятых) приравнивают к транспортным предприятиям, не учитывая экономические особенности их деятельности.
— Доля поездок с детьми составляет менее 6% от всех заказов, — отметил он. — Крупнейшие агрегаторы дают пассажирам возможность заказывать автомобили с детским креслом в приложении и по телефону, реализуют программы повышения детской безопасности.
Водитель, конечно, несет ответственность за безопасность ребенка при выполнении заказа, но зачастую родители по разным причинам не указывают, что требуется детское удерживающее устройство, отметил Иван Литвинов. Это приводит к конфликтным ситуациям. По его мнению, при увеличении суммы штрафа возникает риск односторонней ответственности, когда последствия ложатся только на водителя, хотя инициатива нарушения может исходить от родителя.
— Есть вероятность, что это может привести к росту числа отмен заказов на поездки с детьми и затруднениям для семей, которым действительно необходима такая услуга, — полагает он.
Председатель союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» Валерий Корнеев отметил, что иметь детское кресло в диапазоне 3–7 лет и бустер для подростков до 12 лет «не так уж и нереально для таксистов».
— Здоровье детей, которые могут пострадать в ДТП с такси (они случаются с ними в городах-миллионниках почти в шесть раз чаще, чем с обычными водителями), важнее всего, — сказал он. — Считаем такое наказание вполне адекватным для того, чтобы заставить водителей обеспечивать безопасность перевозимых ими детей, а при невозможности — отказаться от оказания услуг.