В настоящее время медитация широко продвигается как средство для снижения стресса, улучшения продуктивности и поддержания психического благополучия. Однако при использовании в медицинском или терапевтическом контексте возникают важные вопросы о том, сколько времени следует практиковать медитацию для получения пользу и какие риски или нежелательные подобные эффекты с ней связаны. Об этом 5 ноября сообщил журнал Science Daily.
«Подобные исследования проводятся в самом начале разработки любой новой программы лечебного вмешательства. И по разным сложным причинам, особенно в случае с программами, основанными на осознанности, этого просто не произошло», — объяснил психолог из Мельбурнского университета Николас Ван Дам.
Хотя многие сообщают о положительных результатах, долгие годы исследований показывают, что медитация может привести к негативным последствиям для некоторых людей. Эти побочные эффекты могут включать панические атаки, навязчивые или болезненные воспоминания, связанные с прошлым травмами, как это наблюдается при посттравматическом стрессовом расстройстве, а в более экстремальных случаях — ощущения деперсонализации или диссоциации.
Ван Дам отметил, что оценки распространенности таких эффектов сильно разнятся в научной литературе. Некоторые исследования утверждают, что с побочными эффектами сталкиваются только около 1%, в то время как другие сообщают о цифре, достигающей до двух третей. Чтобы прояснить эти несоответствия, психолог и его коллеги провели исследование.
Исследовательская группа набрала почти 900 взрослых со всей территории США. Чтобы группа отражала более широкий контингент медитирующих, для отбора участников были использованы данные Центров по контролю и профилактике заболеваний. Ученые также привлекли медитирующих разных уровней подготовки — от начинающих до опытных, чтобы получить представление о полной выборке.
Ван Дам подчеркнул, что способ, которым исследователи спрашивают о побочных эффектах, может сильно повлиять на результаты. Он объяснил, что многие предыдущие исследования полагаются на открытые вопросы — метод, известный как спонтанное сообщение. В таких случаях участники могут не воспринимать свои переживания как побочные эффекты или сомневаться в том, чтобы упомянуть их.
Чтобы снизить неопределенность, команда Ван Дама разработала чек-лист из 30 пунктов, где перечислены возможные эффекты медитации. Участники оценивали интенсивность каждого эффекта, его положительность или негативность, а также влияние на повседневную жизнь. Согласно результатам, почти 60% медитирующих сообщили о хотя бы одном побочном эффекте из перечня (например, чувство тревоги или раздвоения личности). Около 30% сказали, что испытали сложные или тревожные эффекты, а 9% отметили, что побочные эффекты нарушали их нормальное функционирование.
Исследование также выявило несколько потенциальных факторов риска. Люди, которые испытывали симптомы психических заболеваний или психологическое напряжение в течение 30 дней до начала медитации, чаще сообщали о побочных эффектах. Те, кто проходил интенсивные ретриты, часто включающие длительные периоды молчаливой медитации, были более склонны испытывать функциональные нарушения.
Ван Дам отметил, что для определения причинно-следственных связей необходимы дополнительные анализы. По его словам, перспективное лонгитюдное исследование помогло бы прояснить, как психическое здоровье и медитация взаимодействуют с течением времени.
Несмотря на результаты, психолог предостерегает от того, чтобы воспринимать медитацию как опасную деятельность. При этом он подчеркнул, что следует лучше обеспечить информированное согласие. Специалист сравнил ситуацию с другими терапевтическими методами, когда пациентам заранее рассказывают, что они могут испытать. Такая подготовка позволяет людям взвесить риски и принимать обоснованные решения об участии.
В медитации подобные беседы зачастую не проводятся. Ван Дам указал на необходимость найти способ вести соответствующий разговор, чтобы направить людей. Он предложил практикующим медитацию и клиническим сотрудникам объяснять, что иногда дискомфорт может быть частью процесса, а чувство беспокойства или сомнение в собственном «я» необязательно являются признаком вреда: это может быть частью глубокого психологического исследования. При этом следует воспринимать всерьез дискомфорт, который мешает повседневной деятельности.
«Эти практики подходят не всем. Если они не работают, это необязательно потому, что человек делает что-то неправильно. Возможно, это просто неподходящий вариант», — заключил Ван Дам.
Ранее, 25 сентября, журнал BBC Science Daily указал на положительный эффект от использования приложений для медитации. Отмечалось, что даже короткое использование может снизить уровень депрессии, тревоги и стресса и улучшить симптомы бессонницы.
Все важные новости — в канале «Известия» в мессенджере МАХ