Современные исследования показывают, что влияние лекарств на микробиоту кишечника может быть долгосрочным, и это касается не только антибиотиков. Об этом рассказал «Известиям» 13 октября врач-эндоскопист КДЦ НКЦ № 2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского» Сергей Латаев.
«В своей практике я ежедневно вижу состояние слизистой оболочки кишечника у сотен пациентов, и вопрос здоровья микробиоты для меня не абстрактен, а напрямую связан с тем, что я вижу на мониторе во время исследований. Полученные данные крайне важны для переосмысления нашего подхода к назначению лекарств», — отметил Латаев.
Исследование Университета Тарту подтверждает то, о чем гастроэнтерологи догадывались давно: последствия приема лекарств для микробного сообщества кишечника могут быть не кратковременным эпизодом, а долгосрочным «перепрограммированием». После короткого курса антибиотиков часть бактерий может восстановиться за несколько недель, но полное возвращение к исходному видовому разнообразию может занять месяцы, а иногда и годы.
Как отметил врач, некоторые штаммы полезных бактерий могут быть утрачены навсегда. Что касается других препаратов, таких как антидепрессанты и бета-блокаторы, данные о том, что их эффект может сохраняться годы, являются новым и тревожным сигналом. Даже после отмены лекарства в организме может оставаться своеобразный «метаболический след», влияющий на здоровье. Многие лекарства, не предназначенные для кишечника, проходят через него транзитом или выводятся с желчью, напрямую контактируя с микрофлорой.
«Но механизм сложнее. Антидепрессанты, препараты от тревожности и бета-блокаторы влияют на нервную систему. А существует прямая связь между мозгом и кишечником — ось «мозг – кишечник – микробиота». Изменяя состояние нервной системы, лекарства меняют моторику кишечника, кровоснабжение и секрецию, создавая новую среду обитания для бактерий, в которой одни виды начинают преобладать, а другие гибнут», — пояснил Латаев.
Восстановление микробиоты — сложный и индивидуальный процесс, но оно возможно. Наиболее радикальный и эффективный метод на сегодня — трансплантация фекальной микробиоты (ТФМ), когда от тщательно обследованного здорового донора в кишечник пациента переносится сбалансированное сообщество бактерий. Этот метод применяют, например, «при рецидивирующих инфекциях C. difficile, и в будущем его могут использовать для коррекции последствий лекарственной терапии».
Специально подобранные пробиотики и пребиотики также могут помочь, однако универсальной таблетки не существует: подбор должен быть индивидуальным, а эффективность аптечных пробиотиков часто ограничена. Диета остается краеугольным камнем: разнообразное питание с обилием клетчатки — овощей, фруктов, цельнозерновых продуктов, а также ферментированных продуктов, таких как кефир, квашеная капуста или йогурт без сахара, создает оптимальные условия для роста собственной полезной микрофлоры.
«Это исследование — еще один веский аргумент в пользу персонализированной медицины. Принцип «не навреди» выходит на новый уровень. Врачам при назначении любого препарата, особенно длительными курсами, стоит задумываться не только о прямых показаниях и противопоказаниях, но и о его потенциальном влиянии на микробиом. Особенно это касается пациентов с уже существующими проблемами с ЖКТ», — подчеркнул Латаев.
Врач-эндоскопист заключил, что в будущем перед назначением терапии, возможно, будет целесообразно анализировать исходное состояние микробиоты пациента, чтобы прогнозировать риски и побочные эффекты. Уже сейчас при назначении антибиотиков пациентам рекомендуют обсудить с лечащим врачом стратегию поддержки и восстановления микробиоты с помощью диеты и при необходимости пробиотиков.
В журнале Science Daily сообщили, что лекарства, принятые даже много лет назад, могут продолжать влиять на микрофлору кишечника. Ученые обнаружили, что большинство препаратов оставляют «отпечаток» в микробиоме, который сохраняется надолго после окончания лечения.
Все важные новости — в канале «Известия» в мессенджере МАХ