Решение о переходе в другую школу в 10–11-м классах — стресс для семьи и риск для ребенка. Но за год до экзаменов смена образовательного учреждения бывает разумным шагом, если текущая среда не дает нужного результата и времени что-то исправить остается не так много. Глава учебной части частной школы «ЕГЭ-Центр» Олеся Маерова назвала 5 октября «Известиям» ситуации, когда смена учреждения является рациональным решением.
«Первая и самая частая причина — несовпадение учебной траектории с целевым вузом. Ребенку нужны, к примеру, профильная математика и физика с углублением, а в школе такого профиля нет или часов по ключевым предметам явно недостаточно. Темы проходятся избирательно или поверхностно, изменить набор предметов нельзя. В такой ситуации подготовка к требуемым предметам на уровне ЕГЭ будет низкой», — сказала эксперт.
Второй веской причиной для смены школы Маерова назвала переполненность классов и дефицит внимания. После 9-го класса часть учеников уходит в колледжи и техникумы, поэтому 10-е классы часто объединяют в один или два. В результате наполняемость растет, и на каждого старшеклассника внимания учителя становится меньше.
Она пояснила, что в таких условиях домашние задания могут проверяться выборочно, разбор типичных ошибок происходит от случая к случаю, отдельно подтягивать отстающих просто некогда. Для подготовки к ЕГЭ это критично. Без регулярных комментариев по конкретным ошибкам и индивидуальных рекомендаций прогресс останавливается.
Третий фактор — слабая работа именно с форматом ЕГЭ. Программа может быть содержательной, но не готовить к реальным процедурам экзамена. Признаки проблемы очевидны: нет регулярных пробных работ по официальным КИМ, не разбирают критерии проверки, не учат оформлению ответов и заполнению бланков, не отрабатывают алгоритм апелляции. В итоге ученик знает тему, но не умеет показывать знания в рамках проверочных процедур, подчеркнула глава учебной части.
«Школа не публикует средние баллы выпускников по ЕГЭ, нет календаря пробников, по проверкам не дают обратной связи и конкретных рекомендаций, что исправить и как. В итоге ни родители, ни сам ученик не видят текущих пробелов в подготовке и не понимают, на какой результат реально выйти к маю», — добавила Маерова.
Также небезопасная или неблагоприятная школьная среда, конфликты с одноклассниками или учителями, постоянные организационные проблемы могут нарушать режим и мотивацию учеников, несмотря на академические успехи. В таких случаях смена школы помогает сохранить психологическое здоровье и вернуться к продуктивному образованию.
Чтобы минимизировать стресс при переходе, эксперт порекомендовала сменить учреждение в начале учебного года или на стыке четверти. Важно заранее договориться с новой школой о плане на первые 6–8 недель и четко обсудить необходимые шаги по подготовке к ЕГЭ. Регулярные пробные работы и обратная связь от устройства помогают адаптироваться и быстро вернуться к рабочему ритму.
Врач-педиатр АО «Медицина» (клиники академика Ройтберга), кандидат медицинских наук Екатерина Морозова предупредила 27 сентября об опасности хронической усталости у школьников. По ее словам, современная школьная программа предъявляет высокие требования к детям: длинный учебный день, домашние задания, дополнительные занятия, кружки, подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Ученики 5–9-х классов проводят за партой до шести-семи часов в день, а с учетом домашней работы общая нагрузка достигает 10–12 часов. Ключевыми факторами риска становятся нарушение режима сна и психоэмоциональное напряжение.
Все важные новости — в канале «Известия» в мессенджере МАХ