Трудности перевоза: как используются безэкипажные катера на Днепре

Надводные беспилотники успешно доставляют грузы, не подвергая риску жизни бойцов
Роман Крецул, Богдан Степовой, Дмитрий Корнеев
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Российская армия расширяет использование безэкипажных катеров. Теперь их применяют для снабжения подразделений, расположенных на островах в дельте Днепра. Это позволяет доставлять продукты, воду и боеприпасы без риска для личного состава. Именно надводные дроны должны стать главными перевозчиками в этом районе, считают эксперты.

Как безэкипажные катера используют на Днепре

Российские войска стали активно использовать безэкипажные катера (БЭК). В дельте Днепра они начали снабжать подразделения, ведущие боевые действия на островах, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. Надводные дроны перевозят боеприпасы и продукты. После успешной доставки груза они возвращаются в тыловой район.

Использование безэкипажной платформы для доставки припасов позволяет не рисковать лишний раз жизнями личного состава.

— Мы работаем в такой обстановке, когда обычные лодки слишком уязвимы для вражеских дронов и артиллерии. Поэтому безэкипажные катера на электрической тяге позволяют снабжать войска практически без риска для личного состава, — рассказал «Известиям» представитель одного из подразделений с позывным Барсик.

Расчеты безэкипажных катеров, по его словам, в сопровождении подразделений прикрытия и РЭБ, готовят технику к работе вблизи линии боевого соприкосновения.

Фото: РИА Новости/Станислав Красильников

— В принципе, метод универсальный. Есть возможность доставить почти всё, что необходимо. Лишь бы позволяли характеристики и грузоподъемность. И была возможность принять груз. Как правило, «посылка» выбрасывается около береговой зоны. Соответственно, люди должны выйти, забрать и уйти, — уточнил собеседник.

Он обращает внимание на то, что основными препятствиями для доставки грузов таким способом являются средства радиоэлектронной борьбы противника.

— Кроме этого, неприятель минирует акваторию вблизи островов, что порой мешает работать надводным дронам. Но и с этими трудностями постепенно учимся справляться, — заключил оператор.

В конце августа Минобороны впервые сообщило о первом успешном боевом применении безэкипажного катера. Быстроходный БЭК Российской армии поразил разведывательный корабль «Симферополь» Военно-морских сил (ВМС) Украины. Это произошло в устье Дуная, корабль противника затонул.

В районе Херсона и чуть южнее его много островов, которые сейчас контролируются нашими подразделениями, рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков.

Фото: Министерство обороны РФ

— Бойцам нужны боекомплект, еда, медикаменты, вода и другие необходимые вещи, — отметил он. — Всё это можно доставлять лодками, тяжелыми тактическими беспилотниками типа «Баба-яга» или безэкипажными катерами. Последний вариант выглядит самым выигрышным. Перевозка лодками в существующих условиях боевых действий — это неизбежные потери. Тяжелые БПЛА могут доставлять грузы в нужную точку, но у них небольшая грузоподъемность. Безэкипажные катера возьмут вес в десять раз больше.

Наши безэкипажные катера вступили в бой, рассказал «Известиям» военный эксперт капитан первого ранга Василий Дандыкин.

— Противнику стоит ждать новых проблем уже в осенний период, — объяснил он. — На прошлой неделе на Дунае был уничтожен украинский разведывательный корабль «Симферополь». Это была прекрасная премьера. На военных выставках мы видели, что у нас разрабатывается целая линейка БЭКов с хорошими скоростными характеристиками и мощными боевыми частями. Этим летом несколько БЭКов прошли апробацию на учениях, которые проходили в Балтийском море. Теперь их применяют на деле. Противник понял, что в игру с БЭКами можно играть вдвоем — бумеранг возвращается. Теперь врагу придется разрабатывать и строить защиту для своих портов и мостов, выделять средства на их охрану.

Безэкипажные катера могут запускаться не только с берега, но и с бортов боевых кораблей, отметил эксперт.

— Это расширит районы их действия, — подчеркнул он.

Фото: ИЗВЕСТИЯ

В прошлом году в программу боевой подготовки личного состава ВМФ России вошел новый учебный курс по подготовке операторов безэкипажных катеров. Он состоит из теоретических и практических занятий. Часть мероприятий проводится в темное время суток. Сейчас в Вооруженных силах на основании опыта, полученного в ходе СВО, актуализируют существующие и разрабатывают новые программы подготовки военнослужащих, курс обучения операторов БЭК — один из них.

Какие безэкипажные катера разрабатывают в России

В России ведется разработка безэкипажных платформ разных размеров. Недавно был создан безэкипажный катер-камикадзе малого водоизмещения «Марлин». Он существует в двух модификациях — речной и морской. Речная несет 1,5 кг взрывчатки и предназначена для уничтожения плавсредств и десанта противника. Морская может нести 2 кг, ее задача — защита кораблей от безэкипажных катеров противника. Управление БЭКом осуществляется так же, как FPV-дронами.

Безэкипажный катер «Визир»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Кроме того, началось серийное производство тяжелого многофункционального возвращаемого морского дрона на базе безэкипажного катера «Визир». Он может работать без сопровождения оператором — на управлении искусственным интеллектом и программой. Аппарат можно использовать для доставки грузов, проведения разведки, кроме того, он может нести на борту управляемое оружие. Длина БЭКа — 7 м, ширина — 2,5 м. Он может развивать скорость до 45 км/ч, дальность его действия — до 270 миль. Специальная платформа позволяет работать в условиях волнения, сильного ветра и удерживать заданные цели. «Визир» — многоразовый дрон, он возвращается в исходную точку по истечении времени или по прохождении заранее заданных точек.

В прошлом году в России началось производство многофункциональных безэкипажных катеров, которые могут перевозить 20 кг груза. Их можно использовать как камикадзе или платформу для БПЛА. На БЭКе можно разместить два FPV-дрона или один разведывательный БПЛА.