Действующее в России требование о ежедневном предрейсовом осмотре водителей невыполнимо, заявили общественники в письме правительству. По их утверждению, сейчас такие проверки по большей части фиктивные, так как в регионах нет необходимой инфраструктуры. Поэтому авторы обращения просят провести эксперимент, отменив такое требование в пяти регионах, а по результатам решить, стоит ли его сохранять. В Минтрансе заявили, что совместно с автомобильным и экспертным сообществом готовы рассмотреть варианты оптимизации уже существующих процедур с применением цифровых технологий. В чем проблемы осмотров и как это сказывается на безопасности перевозок — в материале «Известий».
Как проводятся предрейсовые осмотры
Провести эксперимент, отменив ежедневные предрейсовые осмотры таксистов и водителей иного транспорта в нескольких регионах попросили правительство общественники — Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир». Его поддержали, в частности, в Объединении самозанятых России.
«Чтобы обеспечить 10 тыс. таксистов возможностью прохождения обязательных медосмотров, нужно открыть 50–60 круглосуточных медпунктов. На данный момент в городах с населением 500 тыс. человек есть от одного до пяти медпунктов», — описали они проблему, отметив, что из-за нехватки инфраструктуры такие осмотры всё равно остаются фиктивными.
А по итогам эксперимента можно было бы рассмотреть возможность об исключении этих норм из закона, сказал «Известиям» председатель «Цифрового мира» Валерий Корнеев.
— Водители стали покупать поддельные медицинские справки, — уверен он. — За два года действия 580-ФЗ (об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. — Ред.) в России сформировался масштабный рынок торговли документами по техническим и медосмотрам. Стоимость этих справок на неделю оценивается в 1,5 тыс. рублей.
Как отмечается в обращении, фиктивное прохождение мед- и техосмотра не привело к всплеску ДТП в сфере такси.
«Это значит, что прохождение этих процедур не влияет на безопасность легковых перевозок, — говорится в документе. — Требование не садиться за руль в пьяном виде и при плохом самочувствии, а также при неисправности автомобиля содержится в ПДД. Эти нормы обязаны соблюдать все водители. Значит, обязательства дополнительного контроля можно отнести к избыточному регулированию».
Отмена требования позволит водителям работать без избыточных проверок, сказал «Известиям» руководитель Объединении самозанятых России Иван Литвинов.
— Медицинские и технические предрейсовые осмотры давно фиктивны, с их упразднением в плане безопасности ничего не изменится, кроме того, что для водителей перестанет действовать хотя бы один административный барьер для входа на рынок, — полагает он.
Требования закона о такси сегодня не соблюдаются перевозчиками, заявил «Известиям» и депутат Дмитрий Гусев.
— Почти никто реально не проходит техосмотр и медосмотр. Но закон есть, значит его либо нужно соблюдать, либо изменить требования так, чтобы они стали выполнимы для людей, — сказал он.
В такси «Максим» поддержали инициативу общественников, отметив, что понимают ее как изъятие из законодательства устаревшей и неисполнимой нормы.
— Речь идет не об отмене предрейсовых осмотров как явления, в жизни их давно не существует, — сказали в компании. — Инициатива не может ухудшить безопасность поездок. Какой уровень ДТП с пострадавшими сейчас есть, такой и останется.
«Известия» направили запрос также в «Яндекс Такси».
Действующая в России система предрейсовых медицинских и технических осмотров для всего коммерческого автомобильного транспорта устарела, согласен и руководитель центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус.
— Обязательные требования родом из СССР, из социалистической экономики были банально перенесены в российское законодательство. Ни для кого не секрет, что все эти требования существуют только на бумаге, то есть все эти штампики и подписи просто рисуются миллионами водителей, — убежден он.
Как могут измениться предрейсовые осмотры
Предрейсовые осмотры — это базовая гарантия того, что предоставляемая услуга по перевозке такси безопасна, заявили «Известиям» в пресс-службе Министерства транспорта.
«Требования о необходимости прохождения медосмотров, установленные законом о безопасности дорожного движения, защищают и пассажиров, и водителей, и всех участников дорожного движения, — отметили в пресс-службе министерстве транспорта. — Минтранс России готов совместно с автомобильным и экспертным сообществом рассмотреть варианты оптимизации существующих процедур с применением цифровых технологий».
Там указали, что медосмотры также возможно проходить в транспортных предприятиях, имеющих соответствующую лицензию.
Цифровые решения могут существенно упростить процесс осмотра для водителей и сохранить должный уровень обеспечения безопасности дорожного движения, заявили в ведомстве. Минтранс концептуально поддержал проект экспериментального правового режима, разработанный Центром стратегических инициатив (ЦСР), — «с учетом сохранения ежедневного медосмотра в дистанционном формате с применением цифровых технологий», отметили в ведомстве.
С 1 сентября 2023 года предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей можно проводить дистанционно.
«Минтранс России поддерживает развитие возможности прохождения медосмотров в дистанционном формате (телемедицина) с увеличением количества пунктов, где такие медосмотры осуществляются. Этот способ позволяет сократить время водителей на прибытие к месту осмотра, очередь и сам осмотр», — говорится в ответе на запрос редакции.
Как писали «Известия», инициатива ЦСР предусматривала перевод всех бумажных документов — путевых листов, актов техосмотра и медосмотра, а также страховок — в электронный вид. Это должно исключить выход на маршрут водителей без необходимых документов.
«Известия» также направили запрос в правительство с просьбой оценить инициативу общественников.
А Станислав Швагерус напомнил, что в 2021 году была упразднена система обязательного технического осмотра для автолюбителей.
— Она являлась, как тогда считали, основой для безопасности дорожного движения, — сказал он. — Время показало, что «священный талончик» ни на что не влиял.
Поэтому, по его словам, автомобильным перевозкам «нужна реформа не на словах, а на деле».