Всего несколько часов спустя после заключения «крупнейшей», по словам Трампа, сделки между США и ЕС Брюссель признал, что не сможет выполнить одно из главных обязательств — инвестировать в экономику Америки $600 млрд. В Европе пояснили, что эти инвестиции должны исходить от частного сектора, которым Брюссель не управляет. При этом европейская промышленность по итогам сделки рискует потерять конкурентоспособность, а экономика региона, по прогнозам, серьезно сократится. Эксперты считают, что соглашение носит скорее политический характер — это декларация намерений с неопределенными финансовыми последствиями, отражающая попытку Трампа обрести финансовую поддержку для США за счет Европы. Подробнее — в материале «Известий».
Почему ЕС не сможет выполнить договоренности по торговой сделке с США
Европейский союз всего через несколько часов после заключения торговой сделки с президентом США Дональдом Трампом в Шотландии признал, что не сможет выполнить обещание инвестировать в американскую экономику $600 млрд. Об этом сообщило издание Politico со ссылкой на неназванных чиновников ЕС.
«Это связано с тем, что денежные средства будут поступать исключительно за счет инвестиций частного сектора, над которым Брюссель не имеет власти», — говорится в публикации.
В то же время другой источник издания отметил, что согласованная сумма инвестиций основана на детальных обсуждениях с различными бизнес-ассоциациями и компаниями.
Почему в ЕС согласились на «невыгодную» сделку
Западные экономисты прогнозируют, что результатом торговой сделки станет серьезное экономическое снижение для Евросоюза, при этом Германия пострадает сильнее всех. По прогнозу Кильского института мировой экономики, производство в ФРГ, которое и так сегодня ощущает себя неважно, сократится на 15%, а в целом по ЕС — на 11%.
Американское издание Bloomberg считает, что лидеры ЕС начинают осознавать, «насколько низко они пали». Считается, что условия торговой сделки нанесут значительный удар по европейским компаниям: ЕС согласился на утроение тарифов до 15% на большинство экспортных товаров в США и сохранит собственные пошлины на импорт из крупнейшей экономики мира на уровне 1% или ниже.
«С экономической точки зрения это невыгодное соглашение, а с геополитической — это поражение», — заявила Bloomberg бывший министр иностранных дел Испании Аранча Гонсалес Лайя, ныне декан Парижской школы международных отношений Института политических исследований.
Канцлер Фридрих Мерц заявил, что европейская экономика понесет «значительный ущерб», а премьер-министр Франции Франсуа Байру назвал это «черным днем».
Сама глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, подписавшая соглашение, заявила, что эти условия — «лучшее, что мы могли получить». По информации СМИ, у ЕС «не было выбора», кроме как согласиться на столь несбалансированную сделку, поскольку «альтернативы были бы хуже».
«План Маршалла наоборот» от Трампа: почему Европа станет еще более зависимой от США
Торговые договоренности между США и ЕС считаются неравноправными — ЕС взял на себя обязательства по покупке значительных объемов продукции из США, тогда как с американской стороны гарантии в отношении инвестиций и снижения пошлин ограничены.
Эксперты отмечают, что такая сделка может увеличить зависимость Европы от США, особенно в сферах энергоресурсов и оборонной промышленности. В то же время европейские производители рискуют потерять конкурентоспособность на внутреннем рынке и в мире из-за дополнительных ограничений и давления со стороны американских требований.
Соглашение вызывает дискуссии относительно влияния на экономическое развитие ЕС и США, а также на взаимодействие в сфере безопасности и политики. Важной задачей для Евросоюза остается поиск баланса между выгодами от доступа к американскому рынку и сохранением собственной промышленной базы и стратегических интересов.
По мнению аналитиков, сделка является больше политическим решением, нежели экономическим.
Трамп играет на публику и говорит о невероятных суммах инвестиций в американскую экономику от разных стран, но как это будет выглядеть в реальности — вопрос открытый, поделился с «Известиями» мнением главный научный сотрудник института США и Канады Владимир Васильев.
По его словам, торговая сделка стала деклараций намерений: Европа пообещала, что будет инвестировать в экономику Штатов, но при этом сумма в $600 млрд была взята «с потолка».— Трампа на сегодняшний день интересует сама постановка вопроса, что Европа будет эти средства инвестировать в США. То есть что финансовые потоки пойдут с положительным сальдо для Штатов. Это самый главный принцип», — объяснил Васильев.
По его словам, в общих чертах Трамп пытается сделать «план Маршалла наоборот»: сегодня европейские страны должны помогать США так же, как когда-то Вашингтон оказал помощь Европе.