Воспалительный знак: почему назрел вопрос обязательной вакцинации от менингита

В Госдуме обсудили включение прививки от менингококковой инфекции в Национальный календарь
Вячеслав Доронин
Фото: Госдума

Думский комитет по охране здоровья 15 июля провел заседание рабочей группы, посвященное вакцинации от менингококковой инфекции. Несмотря на то что заболеваемость этой опасной инфекцией выросла в два раза только за последний год, а смертность и инвалидизация самые высокие среди вакциноуправляемых инфекций, иммунизация от менингита до сих пор не включена в Национальный календарь прививок и проводится лишь по эпидемическим показаниям. Когда вакцинация от менингококка станет обязательной и почему предупредить заболевание легче, чем лечить, — в материале «Известий».

Сдвиг вправо

Стратегия развития иммунопрофилактики инфекционных болезней на период до 2035 года и план ее реализации были утверждены правительством России в 2021 году. Дорожная карта в числе прочего включает в себя дополнение Национального календаря прививок вакциной от менингококковой инфекции в 2025 году. Несмотря на неуклонный рост заболеваемости и чрезвычайную скорость развития жизнеугрожающих состояний и смерти от нее, это до сих пор не произошло, подчеркнули эксперты. Основным препятствием называют отсутствие на рынке вакцин отечественного производства полного цикла, что является ключевым условием для включения препарата в национальную программу вакцинации.

Замглавы Минпромторга Екатерина Приезжева подчеркнула, что ведомство уже несколько лет прорабатывает вопрос по разработке и локализации препаратов на территории РФ совместно с производителями. Среди ключевых разработчиков отечественной менингококковой вакцины — «Петровакс», «Нанолек» и ФГУП СПбНИИВС ФМБА России. В текущих условиях начать массово прививать население можно будет уже в 2026 году. Так как производственный цикл вакцин составляет шесть месяцев, чтобы начать вакцинацию со второй половины 2026 года, производителям потребуется знать об этом решении уже в конце текущего года и, соответственно, иметь необходимое финансирование.

— На сегодня мы получили от Минздрава общую годовую потребность в зависимости от схемы вакцинации либо 2,2 млн доз, либо 2,8 млн доз. На сегодня технологии со стороны российских производителей вакцины готовы, организационные мощности готовы. И «Нанолек», и «Петровакс», каждый из них готовы обеспечить необходимые потребности, которые обозначает Минздрав, — отметила Приезжева.

При этом представитель Минпромторга обратила внимание, что производители самостоятельно инвестировали деньги в разработку вакцин и для представителей фармы необходимо понимать, что их продукция будет востребована.

— По мнению Минпромторга, чем раньше вакцина от менингококка будет включена в Национальный календарь, и это для производителей будет ориентиром, что вакцина будет закупаться, тем лучше, тем увереннее будут себя чувствовать наши производители, — заключила она.

Со своей стороны, президент «Петровакс» Михаил Цыферов сообщил, что в компании рассчитывают на регистрацию своей разработки весной 2026 года, при этом речь идет исключительно о локальном производстве полного цикла, включая синтез субстанции.

— Мы купили технологию в Китае два года назад. Четырехвалентная конъюгированная вакцина уже сегодня применяется в Китае: привито несколько миллионов детей , в России идет клиническое исследование, отчет по которому мы надеемся опубликовать к концу года, — рассказал он, добавив, что в настоящее время идет регистрация данного препарата и в других странах БРИКС.

Цыферов также заверил, что компания готова полностью покрыть имеющиеся потребности, а также предложить значительно более низкие цены, чем средние по рынку.

— Мы надеемся получить регистрационное удостоверение весной 2026 года и обеспечить на 100% потребности в полностью локально произведенной вакцине. Наши годовые производственные мощности составляют от 40 до 100 млн доз, — подчеркнул президент «Петровакса». — Чем раньше мы получим доступ к финансированию и к рынку, тем меньшую цену мы сможем предложить государству, потому что мы раньше начнем окупать инвестиции и возвращать те кредитные средства, которыми мы сегодня пользуемся.

Невидимый враг

Менингит — это воспалительное заболевание, поражающее оболочки головного и спинного мозга. Его вызывают различные патогены, включая бактерии, вирусы и, реже, грибы. Наиболее опасной формой является бактериальный менингит, вызванный менингококковой инфекцией (Neisseria meningitidis): заболевание развивается стремительно, а летальность крайне высока.

Воспаление мозговых оболочек и нарушение кровообращения в мозге, спровоцированное менингококковой инфекцией, может приводить к отеку тканей, повышению внутричерепного давления, эпилепсии и нарушению жизненно важных функций. Без своевременного и адекватного лечения менингит может стать причиной смерти в течение нескольких часов или дней, однако диагностировать заболевание удается далеко не всегда даже при поступлении в стационар. Так, по словам почетного президента Федерального научно-клинического центра инфекционных болезней ФМБА России, главного внештатного специалиста по инфекционным болезням у детей Минздрава РФ и ФМБА России, академика РАН Юрия Лобзина, у пациентов зачастую отсутствуют характерные признаки менингита, более того, врачи нередко путают симптомы с сезонными респираторными заболеваниями и острыми кишечными инфекциями.

Российское ретроспективное мультицентровое исследование заболеваемости менингококковой инфекцией у детей в возрасте от 1 месяца до 18 лет за период 2012–2021 годов показало, что каждый пятый пациент оказывается в больнице только на вторые сутки заболевания или позже. На момент госпитализации у 86% пациентов состояние варьируется от тяжелого до терминального, тогда как оптимальной является госпитализация через 3–6 часов после появления первых симптомов.

Нередко перенесенная менингококковая инфекция приводит к инвалидизации — потере слуха, зрения, неврологическим и когнитивным нарушениям. Согласно международным исследованиям, до 20–30% выживших пациентов сталкиваются с такими последствиями, что существенно снижает качество их жизни и требует длительной реабилитации.

По информации Meningitis Research Foundation, во всем мире каждый год регистрируется около 2,3 млн случаев менингита, а вероятное число смертей от этого заболевания в 2021 году составило 214 тыс. Почти половина (43%) всех случаев смерти приходится на детей в возрасте до пяти лет. Это связано с тем, что их иммунная система не готова противостоять инфекции.

Заведующая лабораторией эпидемиологии менингококковой инфекции и гнойных менингитов Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, д.м.н. Ирина Королева в ходе круглого стола подчеркнула, что менингит — это крупнейшая медико-социальная проблема. Болезнь непредсказуема, а уровень летальности и инвалидизации среди вакциноуправляемых инфекций для перенесших ее самый высокий. Таким образом, единственный путь борьбы с менингококком — вакцинация.

Заместитель директора по клинико-аналитической работе Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная, со своей стороны, подчеркнула, что в России сегодня растет и заболеваемость среди взрослого населения.

— Поддерживаем своевременное и планомерное решение о вводе в ближайшее время четырехвалентной вакцины в Национальный календарь прививок. То, что мы наблюдаем сейчас, — групповые вспышки среди взрослого населения, в основном мигрантов, — заявила она, уточнив, что, например, в Москве, где вакцинация от менингита включена в региональный календарь прививок, среди всех заболевших — 15% детей, а остальные — это взрослые, среди которых более 50–60% именно трудовые мигранты.

Аналогичную статистику привел и главный внештатный специалист Минздрава по инфекционным болезням Владимир Чуланов. По его словам, летальность среди взрослого населения составляет порядка 16%, а среди взрослого населения старше 60 лет эта цифра превышает 30%. При этом динамика за первые пять месяцев 2025 года по заболеваемости менингитом не утешительна: зарегистрировано 1266 случаев заражения, из которых 948 приходится на взрослых. Фактически это уже вдвое больше, чем за тот же период в 2024 году.

Вместе с тем по состоянию на 2023 год социально-экономическое бремя от генерализованных форм менингококковой инфекции (ГФМИ) составило 1,4 млрд рублей. И с ростом заболеваемости продолжит расти и этот показатель.

Ставка на профилактику

Во всем мире вакцинация признана наиболее эффективным инструментом профилактики менингита. Современные конъюгированные вакцины обеспечивают надежную защиту от основных серогрупп менингококка (A, C, W, Y), покрывая до 83% случаев инвазивной инфекции. Вакцины способствуют формированию иммунологической памяти, а также предотвращают передачу инфекции в популяции.

В 2021 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла новую стратегию по борьбе с менингитом, дорожная карта рассчитана до 2030 года. И именно вакцинация названа одной из главных мер противостояния заболеванию.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что менингококковая инфекция — опаснейшее заболевание — и эффективно бороться с ним можно лишь с помощью профилактической вакцинации, а это означает необходимость как можно более оперативного включения в Национальный календарь прививок. В связи с этим член думского комитета по охране здоровья Александр Румянцев отметил, что парламентарии до конца 2026 года могут разработать законодательные изменения, которые позволили бы включить вакцинацию от менингококка в Национальный календарь.

— Для нас ориентиром всё-таки является будущий год, для того чтобы внести законодательные инициативы, принять решения, для того чтобы производители могли готовить уже это всё к вакцинации. Наверное, мы не будем ждать 2027 года, а должны рассмотреть сейчас возможность того, чтобы документально, законодательно этот вопрос был решен, — подчеркнул он.