Худсовет: как родители доводят детей до нервной анорексии

Врачи рассказали, почему подростки не должны сидеть на низкокалорийных диетах
Евгения Бородина
Фото: Global Look Press/Erik Reis

Проблемы, связанные с нервной анорексией, вызывают обеспокоенность у врачей, несмотря на то, что по статистике от этого заболевания страдает чуть больше одного процента россиян. Однако специалисты считают, что в сводки попадают не все случаи. В чем коварство нервной анорексии, как родители подталкивают своих отпрысков к опасным диетам и каким образом эта болезнь сказывается на способности к деторождению — в материале «Известий».

Страдает психика

Заведующая лабораторией возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», доцент кафедры диетологии и нутрициологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России Екатерина Пырьева отмечает, что в соответствии с международной классификацией болезней под нервной анорексией (НА) понимают расстройство пищевого поведения, характеризующееся преднамеренным снижением массы тела, вызываемым и (или) поддерживаемым самим пациентом. Причем эта болезнь относится к проблемам цивилизованного, экономически развитого общества.

— Сейчас частота нервной анорексии в популяции составляет 1,2% у женщин и 0,29% у мужчин. Подавляющее число больных (90%) — это девочки и молодые женщины от 12 до 24 лет. Анорексией реже страдают мальчики-подростки, юноши и дети в препубертатном возрасте, а также женщины старшего возраста вплоть до менопаузы, — подчеркивает Екатерина Пырьева.

Фото: Global Look Press/IMAGO/Sirijit Jongcha

К негативным тенденциям последних лет врачи относят «омоложение» заболевания и то, что число случаев НА растет среди подростков, особенно мужского пола.

Специалисты считают статистику по НА недооцененной — возможно, что реальные цифры едва ли не втрое выше. Такие выводы основаны на том факте, что в поле зрения специалистов попадают пациенты лишь в далеко зашедших случаях.

— Согласно данным ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», за последние пять лет количество пациентов с диагнозом НА, которых госпитализируют в стационары Москвы, возросло в 10 раз, — рассказывает Екатерина Пырьева. — К сожалению, только 30% родителей воспринимают адекватно диагноз ребенка и соглашаются с необходимостью последующего психиатрического наблюдения.

Худеть без вреда для здоровья

Ведущий научный сотрудник отделения педиатрической гастроэнтерологии, гепатологии и диетотерапии ФГБУН «ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи», профессор кафедры диетологии и нутрициологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России Елена Павловская подчеркивает, что анорексия — это тяжелое психическое заболевание, которое относится к расстройствам пищевого поведения.

— Эта проблема — не результат личного выбора, стремления к красивой фигуре или неправильных пищевых привычек. При анорексии у человека нарушен «образ тела», исчезает объективное представление о своей внешности, возникает нездоровое влечение к худобе, — комментирует Павловская.

Фото: Global Look Press/Michaela Begsteiger

Точная причина возникновения анорексии на сегодня неизвестна, подчеркивает профессор. Вероятно, значение имеет генетическая предрасположенность к развитию болезни. Однако существуют факторы риска, сочетание которых повышает вероятность ее возникновения.

— Помимо генетических особенностей причинами анорексии могут служить как роль среды (например, пропаганда культа тела), так и личностный фактор, когда у человека неудовлетворенность своими достижениями, завышены требования к себе, — разъясняет Екатерина Пырьева.

В случае с несовершеннолетними проблема чаще касается детей, имеющих раннее созревание. Болезнь развивается на фоне лабильности (подвижности и неустойчивости) психических функций, свойственной детскому и особенно подростковому возрасту, подчеркивает эксперт.

— Чрезмерная заинтересованность подростков диетами, желание контролировать свой вес для того, чтобы соответствовать нереалистичным стандартам внешности негативно отражаются на пищевом поведении. Около половины современных девочек уже в младшем школьном возрасте имеют опыт соблюдения диеты для снижения веса, — рассказывает Елена Павловская.

Фото: Global Look Press/Sina Schuldt

По словам профессора, повышен риск анорексии у девочек-«отличниц», которые предъявляют к себе строгие требования и стремятся во всем быть успешными.

Ученые подчеркивают, что в возникновении анорексии велика роль семьи. Желание сделать из ребенка модную «обложку» особенно опасно для ранимых подростков.

— Поэтому успех в лечении более оптимальный при вовлечении в процесс всей семьи. То есть лечим не ребенка, а семью, — комментирует Екатерина Пырьева.

Ожирение и депрессия

Елена Павловская предостерегает: порой родители не знают меры, пытаясь оградить детей и от другой напасти — лишнего веса. Опасения оправданы: избыточную массу тела или ожирение имеет каждый пятый ребенок в России. Но взрослым надо проявлять чувство такта.

— Во многих семьях бытует негативное отношение к ожирению. Его основной причиной называют отсутствие силы воли, а людей с лишним весом считают ленивыми. Стремление к успешности, которая у многих женщин ассоциируется с худобой, заставляет родителей строго контролировать питание детей, склонных к избыточному увеличению массы тела, — рассказывает профессор.

Фото: Global Look Press/Erik Reis

В семьях, где принято соблюдать строгие диеты, детям могут полностью запрещать сладкое, чрезмерно ограничивать размеры порций. Оценивание людей по их внешности, постоянное обсуждение модных диет, полезных и вредных продуктов, тщательный подсчет калорий способны приводить к так называемому ограничительному типу пищевого поведения у детей. Однако даже такой прессинг не является непосредственной причиной заболевания. Елена Павловская считает, что неправильно говорить о ведущей роли детско-родительских отношений в развитии нервной анорексии.

— При этом страх взрослых перед лишним весом может приводить к фэтшеймингу в семье. То есть ребенка обвиняют в лишнем весе, а к людям с ожирением относятся как к неудачникам, — отмечает эксперт.

Детей стыдят за лишний вес, поддразнивают, сравнивают с худыми ровесниками, пытаясь таким образом заставить похудеть. Получается замкнутый круг.

— Такие методы воспитания часто приводят к психологическим нарушениям — депрессии и тревожности. Кроме того, отсутствие психологического благополучия может заставить детей «заедать» неприятности и находить утешение в сладкой пище, — предостерегает Елена Павловская.

Фото: Global Look Press/Sebastian Kahnert

С точки зрения профессора, опасность еще и в том, что взрослые пытаются снизить вес ребенка в соответствии с собственными неверными представлениями о том, «как надо». Родители часто используют разгрузочные дни и даже голодание, лишая детей пищевых веществ, необходимых для нормального роста и развития.

— Популярные овощные, яблочные и арбузные разгрузочные дни не содержат белка, который нужен для поддержания мышечной массы и сохранения активного обмена веществ. Независимо от наличия лишнего веса ребенок должен получать полноценное питание. Нельзя исключать ни одну из групп продуктов — в ежедневном рационе должны быть мясо, молочные продукты, злаки, овощи, фрукты, пищевые жиры, — говорит профессор.

Польза жира

По последствиям для здоровья нервная анорексия и ожирение несопоставимы, подчеркивает Екатерина Пырьева. Разумеется, ожирение чревато формированием множества осложнений, что в конечном счете повышает риск неблагополучных исходов в будущем. Кроме того, от него страдает значительная часть общества. Но при нервной анорексии негативные эффекты, угроза для здоровья и жизни, что называется, значительно ближе во времени.

— Показатели летальности при НА, по данным разных авторов, колеблются от 5–6% до 10–15%. Основными причинами смертельных исходов служат проблемы с сердцем на фоне дистрофии, суицид в периоды глубокой депрессии, — говорит Пырьева..

Фото: Global Look Press/IMAGO/Sirijit Jongcha

Помимо того, что страдает психическая сфера и нарушается развитие личности, недостаток питания приводит к множеству проблем с физическим здоровьем. Люди с таким диагнозом страдают от желудочно-кишечных недугов (гастродуодениты, язвенная болезнь), проблем с костной тканью, подвержены частым инфекционным заболеваниям на фоне иммунодефицита, страдает репродуктивная система.

— При анорексии снижается функциональная активность яичников, в тяжелых случаях развивается аменорея. Явления эти обратимы после достижения оптимальных значений массы тела, причем даже без гормональной терапии. В большинстве случаев достижение массы тела до 80–90% от среднестатистической приводит к восстановлению менструальной функции, — говорит Екатерина Пырьева.

По словам эксперта, на восстановление влияет именно нарастание количества жировой ткани, поскольку она важна для репродуктивной системы.

— Минимальное содержание жировой ткани, необходимое для инициации менархе, составляет 17%, для поддержания регулярного ритма менструаций — 22%, — комментирует эксперт.

Анорексия приводит к полной перестройке организма женщины, в том числе к нарушению нормального гормонального фона, отмечает и акушер-гинеколог, эксперт ВОЗ, старший преподаватель университета «Синергия» Любовь Ерофеева.

Фото: Global Look Press/Jochen Tack

— Дело в том, что женские половые гормоны в своем основании имеют жиры и белки, — комментирует врач. — Если использовать диеты, ограничивающие эти вещества, либо принимать препараты, выводящие их из организма, то это неизбежно ударит по фертильности.

Помимо того, что жиры служат основным строительным материалом для гормонов, они нужны организму и для того, чтобы кожа была эластичной и хорошо увлажненной. Акушер-гинеколог подчеркивает, что лучшим вариантом приема пищи в наши дни считается средиземноморская диета, в которой присутствуют все необходимые макро- и микронутриенты, поддерживающие здоровье.

Самые опасные диеты

Даже если речь не идет об анорексии, ограничения в полноценном питании болезненно отражаются на женском здоровье. Особенно это касается подростков, поскольку в юном возрасте организм еще только формируется. Выведение из организма питательных веществ, которые необходимы для нормального гормонального фона, впоследствии ударит по способности к деторождению.

Фото: Global Look Press/Wosunan Photostory

По словам Ерофеевой, опасность ситуации еще и в том, что, даже когда гормональный баланс уже нарушен, ничего «такого» внешне не происходит. В частности, организм не сигнализирует болью на негативные изменения и догадаться, что пора бить тревогу, порой невозможно.

— А потом, по факту мы сталкиваемся с довольно тяжелыми проявлениями и не всегда можем понять, в чем реальная причина проблемы, — рассуждает эксперт. — А всё дело как раз в нарушениях пищевого поведения.

Половое созревание невозможно без правильного функционирования эндокринной системы, а оно, в свою очередь, напрямую связано со здоровым питанием. Ограничения ведут к тому самому сбою, который потом очень долгие годы придется выправлять с помощью врачей, подчеркивает эксперт.

— Совершенно точно известно, что при ряде жестких диет пропадает менструация. И если она отсутствует более 4–6 месяцев, то это уже говорит о том, что изменения в эндокринной системе и женской половой системе таковы, что нужно медикам вмешиваться, — продолжает Любовь Ерофеева.

Фото: Global Look Press/Jochen Tack

Акушер-гинеколог сетует на то, что дочери, как правило, не рассказывают мамам о своих проблемах интимного свойства. И какие-то сбои могут остаться незамеченными именно в тот момент, когда уже требуется медицинская помощь. Нарушенный менструальный цикл — это не только угроза для будущего материнства, но и база для различных неблагоприятных изменений в организме, включая онкологические.

— Поэтому я всех мам прошу деликатным образом всегда интересоваться, были ли месячные у девочки-подростка, насколько они регулярны, обильны, болезненны и соотносятся ли с менструальным календарем. Эту тему важно и нужно поднимать, пока девушка не станет абсолютно самостоятельной и не будет в этих вопросах более или менее разбираться, — говорит Любовь Ерофеева.

Профилактика и защита

Что касается нервной анорексии, Екатерина Пырьева призывает родителей быть особенно внимательными к детям после выздоровления, поскольку при этом диагнозе высокая частота рецидивов — они возникают в 30% случаев.

— Еще раз подчеркну, что НА — это заболевание психической сферы. И поэтому важный профилактический момент — психологический комфорт в семье, уважение к ребенку как к личности, культура духовности, а не культ тела. Кроме того, в реабилитационный период особое значение имеет психологическое и психотерапевтическое сопровождение, — комментирует Екатерина Пырьева.

Фото: Global Look Press/Erik Reis

Врач вселяет надежду в тех, кто ведет борьбу с коварным недугом, — при качественном лечении эта болезнь не приговор. Например, человек, справившийся с нервной анорексией, не будет аутсайдером при решении демографической проблемы. Возможность стать родителями у таких людей есть.