Экономист оценил перспективы внедрения публичной оценки бизнеса в РФ

Экономист Беляев назвал полезной идею внедрения публичной оценки бизнеса в РФ
Екатерина Лукашевич
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Внедрение публичной оценки бизнеса в России будет полезным, считает кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев. Об этом он рассказал «Известиям» 6 сентября, отметив, что такая шкала оценки должна быть разработана ясной, четкой и не перегруженной.

Ранее, 4 сентября, Минэкономразвития анонсировало эксперимент в 2025 году по внедрению публичной оценки бизнеса, в том числе ресторанов, кафе и торговых центров. В настоящее время посетители могут ориентироваться по отзывам других людей на коммерческих платформах. Новый рейтинг будет основан на результатах специальных контрольных мероприятий. Оценка будет публиковаться в открытом электронном реестре и в виде наклейки размещаться при входе в здание.

«Это такая международная практика: это и звездность отелей, и звезды для ресторана. Это независимая и экспертная оценка объекта. На мой взгляд, [эта идея] полезная. Самое главное только — разработать правильно систему критериев. Важно, чтобы они не были бы перегружены, чтобы были ясные, четкие, понятные, причем те, которые действительно отражают в данном случае потребительские свойства или учреждения, или товара, продукта», — сказал Беляев.

Экономист подчеркнул, что методика должна быть в известной мере понятная потребителю, чтобы он понимал, на основании каких критериев всё дело оценивается. Кроме того, эксперт предположил, что это может повлиять на бизнес, чтобы был стимул повышать качество работы, обслуживания, эффективность.

Однако пока сложно сказать, что это будет сверхмощный стимул для улучшения бизнеса, потому что на рынке РФ такой критерий, как репутация, пока не очень понимаем и не очень распространен, в отличии от стран с более развитыми традициями рыночных отношений, считает экономист.

«Единственное, от чего можно бы было бы предостеречь, — это от того, чтобы вот более высокая оценка, если кто-то попадает в верхние строчки этого рейтинга, чтобы это не служило основой для чрезмерного завышения цен на товары и услуги. Но за этим должна следить Федеральная антимонопольная служба», — отметил Беляев.

По его мнению, внедрение оценки позволит укреплять и расширять бизнес, привлекать клиентов.

«В целом, конечно, наверно, скорее это положительно, чем отрицательно, но эта шкала должна быть разработана ясной, четкой и не перегруженной. Та, которую можно было бы действительно применять к оценке, и она была бы понятна потребителю», — заключил экономист.

Ранее, 25 мая, в Минэкономразвития сообщили, что в России число зарегистрированных малых и средних предприятий (МСП) превысило 6,56 млн, обновив рекорд с момента начала их учета. Одновременно количество самозанятых достигло 10,2 млн человек. При этом почти половина созданных с начала текущего года субъектов МСП занята в розничной и оптовой торговле (38,2%), транспортировке (7,8%) и строительных работах (5,9%).