Индонезия в июне получила 95 тыс. т зерна на $26,1 млн, следует из данных, которые опубликовала индонезийская статистическая служба. В июне прошлого года поставки были скромнее — 4,7 тыс. т, за которые Россия выручила $2,4 млн. О перспективах торговли российским зерном и ключевых партнерах читайте в материале «Известий».
Первая по эксперту пшеницы и ячменя
Индонезия резко нарастила поставки зерна в течение первого полугодия 2024 года: в 11 раз в физическом выражении (объем составил 782,6 тыс. т) и в 8,5 раза — в денежном ($221,4 млн). За шесть месяцев достигнуто 80% объема поставок за весь 2023 год. Россия вошла в пятерку поставщиков зерна в эту азиатскую страну. Для сравнения: за первое полугодие главный поставщик — Австралия — поставила 1,9 млн т зерна.
99% отгруженного в Индонезию зерна пришлось на пшеницу.
Минэкономразвития не прокомментировал ситуацию с цифрами по экспорту российского зерна за рубеж.
Благодаря активному развитию агропромышленного комплекса Россия обеспечивает себя всеми основными видами продовольствия: так, уровень самообеспеченности зерном по итогам прошлого года превысил 170%, рассказали «Известиям» в пресс-службе Минсельхоза.
«Это позволяет наращивать поставки продукции АПК за рубеж, в том числе и зерновых культур. По итогам прошлого года валовый сбор зерна составил порядка 150 млн т, в сезоне 2023–2024 гг. свыше 72 млн было отправлено на экспорт в более чем 100 стран. Россия заняла первое место в мире по экспорту пшеницы и ячменя, а зерну в целом — третье место», — отметили в министерстве.
Поворот на Азию
В 2024 году Россия собрала 50 млн т зерна, из которых 43 млн т приходятся на пшеницу, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Патрушев. Это в два раза больше по итогам аналогичного периода в 2023 году, когда пшеницы, ячменя и других культур собрали 24,9 млн т.
В текущем году Минсельхоз прогнозирует сбор урожая на уровне 132 млн т. «Это позволит нашей стране сохранить лидирующие позиции на международном рынке. Вместе с тем стоит отметить, что к 2030 году объемы производства зерна должны увеличиться до 170 млн т, а поставки за рубеж — до 81 млн т», — добавили в министерстве.
Сбор рекордных урожаев стимулирует экспортеров продавать зерно за рубеж.
Увеличение поставок в Индонезию помогает компенсировать снижение спроса со стороны стран Евросоюза, традиционно крупного потребителя российского зерна. Это укрепит экономику за счет большего объема экспортных доходов, считает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
По подсчетам «Финам», помимо Индонезии, значительно увеличили объемы импорта российской пшеницы Алжир и Индия. «В 2023 году Алжир вышел на второе место среди покупателей российской пшеницы, предпочтя ее французской из-за более высокой цены и не столь же высокого качества. Индия также объявила о планах закупить 8–9 млн т российской пшеницы в 2024 году, что существенно увеличило объем поставок», — рассказал изданию Кабаков.
Больше всего российского зерна по итогам июля закупила Саудовская Аравия. Союз экспортеров зерна отчитался об объеме 712 тыс. т пшеницы и ячменя. Вторым стал Египет, куда российские экспортеры отгрузили 529 тыс. т зерна. Египет остался при этом главным покупателем российской пшеницы.
Растут поставки зерна и в другие азиатские страны, причем не всегда речь о пшенице. Так, Южная Корея импортировала 30,8 тыс. т зерна — в пять раз в годовом выражении больше, чем в июне 2023 года. В денежном выражении Россия выручила $8,1 млн. Рост поставок относительно мая увеличился на 20%. В структуре поставок в Южную Корею главенствует не пшеница (ее южнокорейцы закупили в объеме 5,6 тыс. т), а кукуруза — 25,2 тыс. т стоимостью в $6,5 млн. Россия вошла в пятерку стран-экспортеров кукурузы в Южную Корею.
За 2023/2024 сельскохозяйственный год Бангладеш закупил 3,5 млн т зерна из России, сообщил в середине августа Россельхознадзор. Это в 2,5 раза больше по сравнению с итогами предыдущего года.
Как сообщили «Известиям» в Минсельхозе, по итогам 2023 года объем экспорта продукции АПК составил $43,5 млрд, из которых 88% пришлось на долю дружественных стран. Традиционно лидерами по объемам закупок являются Китай ($7,6 млрд), Турция ($5 млрд), Казахстан ($3,3 млрд), Белоруссия ($2,8 млрд), Египет ($2,5 млрд).
Всего в 2023 году российская продукция агропромышленного комплекса экспортировалась более чем в 150 стран мира. География поставок по итогам первого полугодия 2024 года расширилась до 160 стран, добавили в министерстве.
Не так важны объемы продаж на текущий момент, как стремление российских экспортеров к диверсификации поставок и наращиванию темпов поставок, полагает управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. «Зерновые — это универсальный и понятный продукт, который нужен всем, разница лишь в объеме традиционных предпочтений, как в случае с кукурузой. И на этот продукт точно всегда высокий спрос», — прокомментировала она.
По словам эксперта, Россия — одна из немногих стран мира, которая может полностью сама себя обеспечить зерном. Например, Бангладеш импортирует до 90% зерна от объема собственного потребления. «В условиях климата, меняющегося под воздействием глобального потепления урожайность сильно колеблется в разных регионах мира и ее сложно спрогнозировать, и Россия одна из немногих стабильных поставщиков», — считает она.
Неизбежные просадки
Высокие цифры часть экспертов связывают с эффектом низкой базы первой половины 2023 года. За первые шесть месяцев прошлого года Индонезия импортировала из России всего порядка 70 тыс. т зерна — чуть больше 1% от всего объема. «Это было обусловлено довольно длительным перерывом поставок зерна из России в Индонезию и постепенным их восстановлением. При этом уже по результатам первого полугодия 2024 года Россия смогла заметно нарастить свою долю среди крупнейших стран — поставщиков зерна в Индонезию, которая превысила 10% (объем поставок составил 782,6 тыс. т)», — считает эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Антон Тренин.
Просадки в поставках объясняются в основном сезонным фактором. Так, Турция значительно уменьшила импорт российской пшеницы, введя временное ограничение до 15 октября 2024 года. Этот срок может быть продлен, что повлияет на экспортные потоки и загрузку портов на юге России, особенно малых портов Азово-Черноморского бассейна. Ярослав Кабаков объясняет это решение защитой интересов турецких сельскохозяйственных предприятий.
Между тем опрошенные эксперты считают перспективы российского зернового рынка оптимистичными, несмотря на текущие вызовы. Рост конкурентоспособности на международном рынке, высокие темпы уборочной кампании и устойчивый спрос со стороны крупных стран-импортеров поддерживают положительный прогноз. «Однако на внутреннем рынке наблюдается снижение цен, особенно на юге страны, что связано с ростом предложения и снижением спроса в портах», — полагает Кабаков.
На следующие годы респонденты издания прогнозируют дальнейший рост спроса на российское зерно и укрепление позиций России на мировом рынке. При этом погодные условия, качество урожая и политические факторы останутся значимыми. «Также Россия будет использовать свое влияние на зерновом рынке в геополитических интересах, что может увеличивать ее стратегическую важность на мировой арене», — считает аналитик из «Финам».
Погодные коррективы
Лето 2024 года принесло неблагоприятные погодные условия. Минсельхоз уже объявил о снижении урожайности по сравнению с прошлым годом на 10%, до 128–130 млн т, по подсчетам АКРА.
«Соответственно в новом сезоне может снизиться предложение российского зерна на мировом рынке до 60–62 млн т», — прокомментировал Антон Тренин.
Впрочем, по мнению Екатерины Косаревой, просадка по выручке не будет ощутимой, так как из-за ограниченного сезонного предложения, скорее всего, зерно подорожает.