В случае конфискации российских активов, Москва будет руководствоваться принципом взаимности, который подразумевает право на ответные меры. Об этом 19 апреля заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.
«В случае конфискации активов будем руководствоваться принципом взаимности в международных отношениях, предусматривающим неотъемлемое право на ответные меры. Располагаем значительным объемом западных средств и имущества в российской юрисдикции, на которые могут распространяться наши действия», — заявила Захарова, отвечая на вопрос СМИ об ответе России на экспроприацию Западом суверенных российских активов. Ее слова приводятся на сайте российского МИДа.
Накануне Захарова заявила, что Россия не будет заранее раскрывать ответные действия в случае конфискации ее активов на Западе. 19 апреля она вновь указала, что МИД не назовет конкретных планов по мерам против Запада. Она также подчеркнула, что МИД считает незаконными меры по «заморозке» российских активов в западных юрисдикциях. По словам Захаровой, это прямое нарушение основных принципов и норм международного права.
Ранее в этот день гендиректор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев заявил, что страны Запада продолжают искать варианты «легальной» кражи замороженных суверенных российских активов — средств Центробанка, Минфина и Фонда национального благосостояния, — чтобы применить их для поддержки Украины, однако, по его словам, пока ни в одной стране G7, кроме Канады, не существует правовых механизмов для изъятия российской замороженной государственной собственности и передачи ее Украине.
18 апреля стало известно, что государства «большой семерки» (G7) планируют сохранить активы РФ замороженными до тех пор, пока не добьются от российского руководства выплат Украине за ущерб, нанесенный в рамках конфликта.
До этого, 16 апреля, агентство Reuters писало, что в случае передачи украинской стороне конфискованных российских активов она не сможет получить всю сумму разом. Одно из наиболее перспективных предложений касательно активов, находящихся на рассмотрении, состоит в том, чтобы страны G7 перевели проценты, причитающиеся по замороженным российским активам, для использования в качестве залога для кредитов или облигаций, выпущенных для помощи Украине, отметило агентство.
В конце марта официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявлял, что Россия не оставит без ответа решение Европейского союза передать доходы от ее замороженных активов Украине, а европейцы подобными действиями «будут рубить сук, на котором сидят».
Западные страны ужесточили санкционное давление в отношении РФ в связи с проведением специальной операции по защите Донбасса. Решение о ее начале было объявлено 24 февраля 2022 года после обострения ситуации в регионе из-за обстрелов со стороны украинских военных. Вскоре в Евросоюзе и Великобритании утвердили решение о заморозке активов ЦБ на общую сумму около $300 млрд. Порядка $4–5 млрд из них находятся в юрисдикции США, основные — в Европе, в частности, в бельгийском депозитарии Euroclear.