Бельгийские и итальянские фермеры по примеру французских и немецких коллег заявили о намерении блокировать основные автострады. Требования всё те же: пересмотр национального законодательства и норм, установленных Евросоюзом. Европейские правительства ищут пути решения проблемы, корень которой, очевидно, находится в Брюсселе. «Известия» разбирались в причинах массового недовольства аграриев.
Вино на асфальте
Основные события сейчас происходят во Франции. Более 72 тыс. фермеров на 40 тыс. тракторов перекрывают автомагистрали вокруг Парижа, а заодно сжигают грузовики с импортными продуктами и заливают полицейские машины и здания муниципалитетов грязью и органическими удобрениями (то есть навозом). Правоохранители, в свою очередь, стараются не допустить столкновений и пока не вмешиваются в происходящее. Назначенный на прошлой неделе новый премьер-министр Франции Габриэль Атталь провел встречу с главой агропрофсоюзов Арно Руссо, на которой представил разработанные меры по поддержке фермеров. Глава правительства признал, что принятое за последние 10 лет законодательство только утяжеляло положение сельскохозяйственного бизнеса. Со второй попытки представители профсоюза одобрили предложения Атталя, однако заявили, что забастовки продолжатся до тех пор, пока соглашение не будет оформлено в законодательный акт.
Жители французских деревень традиционно составляют ядро правоконсервативного электората. Лидеры «Национального объединения» Марин Ле Пен и Жордан Барделла выступили в поддержку протестующих. Ле Пен обратилась к правительству с вопросом, хочет ли оно «искоренить» французское сельское хозяйство ради дальнейшей глобализации. Барделла прямо назвал основной причиной происходящего принятые властями Евросоюза установки зеленой политики. По его словам, эта повестка требует сокращения французского сельхозпроизводства, что ведет к росту импорта и постепенной гибели аграрной отрасли.
Протесты во Франции поддерживаются оппозицией, отмечает заведующий сектором региональных проблем и конфликтов ИМЭМО им. Е.М. Примакова Павел Тимофеев.
— Естественно, оппозиция поддерживает протесты. Скоро выборы в Европарламент, и это отличная возможность получить те голоса, которые традиционно отдаются за Европейскую народную партию, куда входят представители немецкой ХДС/ХСС и французской Республиканской партии, — комментирует он.
Кроме того, как отмечает Тимофеев, в конце февраля в Париже пройдет ежегодный сельскохозяйственный салон, весьма популярное и рейтинговое событие, на которое, как правило, приезжает президент страны. И если не купировать протесты сейчас, то их разрастание окажет серьезное влияние на имидж власти.
Украинский фактор
Отдельной строкой проходят меры, предпринятые Брюсселем относительно украинского сельского хозяйства. Пока в соответствии с другой европейской директивой уничтожали поголовье птицы в рамках борьбы с птичьим гриппом, национальный рынок открыли для производителей с Незалежной. За первые полгода 2023-го поставки куриного мяса с Украины выросли на 200%. При этом, как пишет французская пресса, большая ее часть не соответствует европейским санитарным нормам. Аналогичная ситуация наблюдается в сегменте зернопроизводства.
Именно украинский фактор стал основным в массовых протестах фермеров в Польше и Румынии. После начала СВО квоты для Украины были фактически отменены, и дешевая несертифицированная продукция хлынула на европейские рынки. Это произошло параллельно с резким ростом себестоимости продуктов европейского сельхозпроизводства, обусловленным ростом цен на топливо, электричество, удобрения и корма.
24 января депутат Европейского парламента Даньел Буда направил письмо в Еврокомиссию, в котором указал на значительное увеличение издержек в сельхозпроизводстве. В то же время из-за низкой рыночной стоимости украинского зерна местные производители сталкиваются с реальным риском потенциального банкротства.
«Производственные затраты на гектар значительно выросли, а зерновые культуры с Украины поставляются по очень низким ценам, так как фунгициды, пестициды, инсектициды, удобрения и дизельное топливо там намного дешевле, чем в Европейском союзе», — цитирует обращение политика RT.
Гипотетическая Украина в ЕС создаст масштабные риски для европейских производителей, подчеркивает доцент МГИМО Елена Маслова.
— Многие европейцы сейчас задумываются над тем, что же будет, если Украина, являясь одним из крупнейших сельхозпроизводителей, когда-нибудь вступит в Евросоюз и будет претендовать на субсидии из общего фонда, а значит, станет очень серьезным конкурентом. Европейские фермеры сильно зависят от субсидий, поэтому рыночные цены на их продукцию внутри ЕС выше мировых, — указывает эксперт.
ЕС как причина
Эммануэль Макрон, хотя и является сторонником глобалистской либеральной теории, в этот раз фактически поддержал претензии аграриев. Как пишет Politico, Париж призывает руководство Евросоюза «притормозить» и отказаться от некоторых решений, принятых в рамках зеленой повестки и в связи с украинским кризисом, в том числе ограничить импорт с Украины и поставить на паузу торговое соглашение со странами Меркосур (к которому и среди государств Южной Америки неоднозначное отношение), также наносящему вред европейским фермерам. Как сообщается, Макрон планирует обсудить эту проблематику на встрече глав государств ЕС 1 февраля.
Как отмечает Павел Тимофеев, для Франции эти проблемы особенно актуальны.
— Франция — это «житница ЕС» и основной получатель европейских дотаций, около €9 млрд в год. Внедрение новых стандартов осложняет условия работы фермеров. Например, Брюссель директивно запрещает расширение посевных площадей. Сельхозрынок Европы испытывает напряжение из-за геополитических изменений. Поставляемые с Украины птица, сахар, пшеница и другие товары заставляют французских фермеров снижать цены, чтобы оставаться конкурентоспособными. Но при этом одновременно растут в цене электричество и дизель для техники, семена. Кроме того, по плану ЕС к 2030 году планирует на 50% снизить использование пестицидов, которые надо будет как-то замещать. Получается такое двойное давление, — подытожил он.
Стандартизация и интеграция европейского хозяйства начались еще во времена ЕЭС (Европейское экономическое сообщество, предшественник Европейского союза). Сейчас общая политика ЕС складывается из множества своеобразных мантр: устойчивое развитие, продовольственная безопасность и пункты зеленой повестки, а это в конечном итоге повышает расходы сельскохозяйственных производителей, отмечает Елена Маслова.
— Европейские фермеры сталкиваются с новыми вызовами и реформами, на которых настаивает Брюссель. А кроме того, мы видим, как изменяется климат в Европе, что тоже означает дополнительные расходы. Общий тренд ЕС — не наращивать производство, как это было после Второй мировой войны, а подогнать его соответствие зеленой повестке и увеличивать импорт. В этом свете соглашение с Меркосур также нанесет ущерб европейским производителям, — полагает собеседница.
Плюс Италия и Германия
Между тем протесты добрались и до Италии. Несколько десятков тракторов устроили пробег по провинции Кьети, а также области Лацио и на Сицилии. Итальянские фермеры требуют фактически того же, что их коллеги: протестуют против отмены субсидий и роста налогов на топливо.
Как отмечает Елена Маслова, итальянских аграриев отличает от немецких отсутствие конкретного триггера в виде отдельного решения правительства. Они выступают не против итальянских властей, но против зеленой сделки и импорта из стран, не соблюдающих европейские стандарты.
В Германии тем временем забастовки, начатые аграриями, постепенно приобрели волновой эффект. О новых стачках заявили железнодорожники. Прошлогодние протесты продлились три дня, нынешние планируется проводить неделю. Требования не изменились: повышение заработной платы и сокращение рабочей недели.
Общий фон протестных настроений в Германии объективно играет в пользу оппозиции, даже несмотря на то, что их участники постарались не политизировать свои требования, отмечает научный сотрудник Центра Европейских исследований ИМИ МГИМО Артем Соколов.
— Протестующие заявляют только о своих конкретных проблемах, не затрагивая ни вопросов миграции, ни других потенциально протестных тем. Они не ассоциируют себя ни с правыми (АдГ), ни с левыми (например, с партией Сары Вагенкнехт). Однако расширение забастовок, конечно, используется оппозиционными силами, чтобы продемонстрировать непопулярность правительства Олафа Шольца, — отметил собеседник «Известий».
При чем тут хуситы
Европейский продовольственный рынок получает удары не только в плане импорта. Кризис в Красном море вызвал серьезные сложности с доставкой товаров из ЕС в страны Ближнего Востока. Теперь скоропортящиеся овощи и фрукты приходится везти вокруг побережья Африки, а это дополнительные 15–20 дней доставки и расходы на хранение, страхование и логистику, в некоторых случаев выросшие в пять раз.
Особенно страдают итальянские, испанские и греческие фермеры. В итоге зачастую товар остается Европе, что тянет вниз его рыночные цены.
Пока, по заявлениям представителей европейского бизнеса, ситуация остается под контролем. Но, если кризис затянется, начнутся проблемы.