«Кайи» и «Веста»: куда исчезли недорогие седаны

Почему китайские марки не спешат заменить «Логаны» и «Солярисы»
Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Сергей Киселев

У новой Lada Vesta NG есть только два конкурента на российском рынке, считают в АвтоВАЗе. Такая ситуация возникла из-за ухода ряда автопроизводителей: в продаже практически не осталось бюджетных седанов. Ранее такие машины были очень популярны не только у частников, но также в такси, каршеринге и корпоративных парках. Почему производители из дружественных стран не спешат заполнять образовавшийся вакуум, разбирались «Известия».

Конкуренты-переростки

Вице-президент по продажам и маркетингу АО «АвтоВАЗ» Дмитрий Костромин в беседе со СМИ назвал конкурентов Vesta NG:

— Geely Emgrand IV поколения, который собирается на белорусском «Белджи», и Kaiyi E5, выпускаемый на калининградском «Автоторе», — перечислил он.

Продажи Kaiyi E5 стартовали в России недавно. Это седан, построенный на платформе Chery Arizzo 7. Он крупнее «Весты», длина — 4670 мм, а колесная база — 2700 мм. То есть E5 скорее можно отнести к C-сегменту и считать альтернативой Skoda Octavia, Kia Cerato или Hyundai Elantra.

Автомобиль в единственной комплектации «седан» с 147-сильным турбомотором и вариатором стоит 1,959 млн рублей, но позже появятся более доступные машины с «механикой».

Фото: Geely

Седан Geely Emgrand 7 New показали в ноябре прошлого года на пятилетии завода «Белджи». Новое поколение несильно изменилось в габаритах в сравнении с предыдущим «Эмграндом», выпускавшимся в Белоруссии до 2020 года. Длина машины — 4638 мм, колесная база — 2650 мм. Emgrand 7 New проще Kaiyi E5, задняя подвеска — полузависимая балка, под капотом — атмосферный мотор 1,5 (114 л.с.), работающий в паре с «механикой» и вариатором.

Пока неизвестно, сколько будет стоить такая машина в России. Кроме того, источник на рынке рассказал «Известиям», что вопрос о поставках Geely Emgrand 7 New в нашу страну всё еще решается белорусской стороной. Поэтому сейчас невозможно назвать ориентировочные цены и дату начала продаж.

«Москвич» или иранцы

Это не все новинки в сегменте седанов. В IV квартале, по словам генерального директора КамАЗа Сергея Когогина, подобная модель должна появиться у «Москвича». Возможно, это будет обновленная версия лифтбека JAC J7, ранее продававшегося в России. Кроме того, на российский рынок с седанами планируют выйти иранские компании Saipa и Iran Khodro. Не следует забывать и липецкий Evolute, который выпускает электрический седан i-Pro.

Несмотря на то что Kaiyi E5 крупнее и лучше оснащен, он может стать конкурентом «Весты», равно как и иранские модели, отмечают эксперты.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Каждый проданный Kaiyi — это, возможно, непроданная «Лада». Так что это конкуренция с двух сторон, — уточняет главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. Он считает, что перспективы у иранских машин есть, но всё будет зависеть от цены.

— Сейчас такое время, когда покупатель есть вообще на всё, что стоит каких-то адекватных денег. Цен на иранские машины мы пока не знаем. Обещают, что самые дешевые Saipa будут отгружать чуть ли не за $10 тыс. Но их надо доставить, растаможить, учесть интерес импортера, поставить ЭРА-ГЛОНАСС, заняться сертификацией. Я думаю, что машины будут никак не дешевле «Гранты». А дальше вопрос в запчастях и гарантии, — считает Кадаков.

Спрос есть, планов нет

В России бюджетные седаны и лифтбеки выпускали марки Hyundai, Kia, Volkwagen и Skoda, но с введением антироссийских санкций производство таких машин прекратилось. Между тем спрос на седаны есть, как есть потребность и в новых игроках. Тем более что «Веста», пока лишенная автоматической трансмиссии, в отличие от китайских машин, не подходит для каршеринга.

— Спрос на седаны есть, и он огромный. Сложно сказать, почему китайские бренды до сих пор не занимают эту нишу, делая упор на кроссоверы. Очевидно, что седаны более востребованы, чем такси, и лучше подходят для этой цели. Кроссоверы с «шашечками» появились от безысходности, — считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

Фото: АвтоВАЗ

Между тем ведущие китайские производители не заинтересованы в производстве бюджетных седанов.

— Мы ориентированы прежде всего на сегмент кроссоверов, который являлся и является самым быстрорастущим. Завод в Белоруссии ориентирован именно на этот сегмент. Безусловно, сейчас есть дефицит бюджетных моделей, в том числе седанов. С учетом запуска ряда проектов, например Kaiyi, и других брендов на «Автоторе» до конца года он, скорее всего, будет удовлетворен, — рассказал «Известиям» директор по операционным вопросам Geely Валерий Тараканов.

Бюджетные седаны в классическом понимании не соответствуют требованиям целевой аудитории Chery, считает руководитель пресс-службы АО «Чери Автомобили Рус» Евгения Никитена-Кацарская.

— Кроме надежного силового агрегата, качества исполнения, нашим потенциальным клиентам также нужны технологические опции. Такие как большие, яркие мониторы, мультимедиа, камеры 360, парктроники, ассистенты водителя, включая адаптивный круиз-контроль, дистанционный запуск, электропривод двери багажника, электрические регулировки сидений и многое другое, — отметила представитель Chery.

Новая любовь

Мода на седаны сменилась модой на кроссоверы, считает Максим Кадаков. Кроме того, автопроизводителям выгоднее выпускать именно такие модели, рассказал эксперт.

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Сергей Киселев

— У нас любовь резко поменялась: все хотели седаны, потом поняли, что кроссовер — это круто. Для автопроизводителей тоже есть выгода. При выпуске такого седана, как Kaiyi E5, и такого же размера кроссовера себестоимость отличается на копейки: схожие моторы, подвески, почти столько же металла. При этом его можно продать гораздо дороже. Я с трудом представляю, что в Японии будут работать кроссоверы в такси. Японцы держатся за удобство и традиции до последнего. А у нас вчера в каршеринг и такси покупали седаны, сегодня — кроссоверы. Машина едет — и нормально, — рассказал Кадаков.

Снижение доли седанов в общих продажах фиксирует и аналитическое агентство «Автостат». В прошлом году их доля просела с 28 до 25% в сравнении с 2021-м. Самым же востребованным кузовом стал универсал (сюда же аналитики относят кроссоверы и внедорожники) — рост с 54 до 59%. И это несмотря на то, что доля физических лиц сократилась, а доля юрлиц выросла за счет автопарков такси и каршеринга, где традиционно популярны именно седаны.

Играет по-крупному

АвтоВАЗ также решил не ограничиваться бюджетным сегментом седанов и внедорожников, где традиционно выступает. На бывшем заводе в Санкт-Петербурге при участии партнера из дружественной страны планируют выпускать более крупные машины.

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

«Говорить, с кем там будет работать АвтоВАЗ, пока рано. Могу только сказать, что планируется запуск автомобилей в классах C-SUV (примеры автомобилей класса — Toyota RAV4, Mazda CX-5, Volkswagen Tiguan. — Ред.) и D-SUV (в этом классе находятся Hyundai Santa Fe, Skoda Kodiaq, Nissan Murano. — Ред.), а также седана D-класса (автомобили, аналогичные Volkswagen Passat, Mazda 6, Toyota Camry. — Ред.). Это новые для нас сегменты, ждем, что здесь будем конкурировать преимущественно с Geely и Haval. Никакого пересечения с имеющимся сейчас модельным рядом нет», — рассказал в интервью «Самарскому обозрению» Дмитрий Костромин.