Компания H&M, которая заявила об уходе из РФ и распродаже товара, начала поставлять в свои магазины в стране новую коллекцию, рассказал «Известиям» источник, близкий к руководству ритейлера. В Российском совете торговых центров (РСТЦ) подтвердили, что в точки бренда приходят свежие вещи. В самой компании заявили, что реализуют оставшийся сток. Участники рынка считают, что H&M рассчитывает максимально долго проработать в стране. Однако цены на одежду из новой коллекции, ввезенную через третьи страны, могут вырасти как минимум на 30% от прежнего уровня, считают аналитики.
Уходя остаться
Компания H&M начала поставлять в РФ новую коллекцию, рассказал «Известиям» источник, близкий к руководству ритейлера. В Российском совете торговых центров подтвердили, что новый товар поступает в магазины сети.
В самой компании эту информацию подтверждать не стали.
— Как говорили ранее, в магазинах России реализовывается оставшийся сток, — сказали «Известиям» в пресс-службе H&M.
По словам источника редакции, ритейлер заинтересован «продержаться на рынке как можно дольше, поэтому организовал поставки товара в российские магазины из Казахстана». Он добавил, что для этого на складах бренда увеличили количество сотрудников — штатный персонал не справлялся с объемами поставок. Новая коллекция пока не представлена в магазинах, ее только готовят к продаже, добавил собеседник издания.
Магазины H&M после простоя начали открываться в Москве 2 августа для распродажи товарных остатков. Позднее в компании сообщили, что точки сети будут работать до 30 ноября. Но позже источник «Известий», близкий к руководству компании, сообщил, что после этой даты флагманские магазины бренда останутся открыты.
— Очень похоже на то, что H&M хочет остаться в России. Бренд очень сильный, поскольку имеет в стране большую аудиторию лояльных покупателей. А значит, гарантированный и достаточно большой рынок сбыта, — сказал «Известиям» старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов.
При этом на европейском рынке потребительский спрос стремительно сжимается на фоне резко ускорившейся инфляции, уточнил он. Так что добровольный уход с из России был бы для H&M непозволительной роскошью, считает эксперт.
— Речь может идти о поддержании продаж в магазине поставками из новой коллекции. Чтобы магазин мог эффективно продавать, в том числе товарные остатки, должен быть интересный ассортимент, поэтому есть необходимость пополнить товарный запас, — полагает генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
По его мнению, компания будет с большой осторожностью закрывать магазины. В первую очередь работу прекратят менее эффективные точки, а флагманские останутся открыты как можно дольше, чтобы у компании была возможность при изменении геополитической ситуации снизить издержки на возвращение в Россию, считает аналитик.
Ожидаемая схема
Ввоз товара из третьих стран — ожидаемая схема работы в нынешних условиях, считает гендиректор компании Remain Дмитрий Клапша. Крупные западные игроки не хотят уходить с российского рынка, но на них оказывают давление — поэтому компаниям важно потянуть время в надежде, что ситуация может измениться, считает он.
Помимо Казахстана возможны поставки из Белоруссии, Армении и других приграничных государств, добавил основатель ГК «Портновская мануфактура Shishkin» Дмитрий Шишкин.
Вещи H&M, завезенные через третьи страны, могут стоить дороже обычного, считают аналитики.
— Минимальная наценка в коллекции 2022 года может составить порядка 30% в сравнении с вариантом прямых поставок, который действовал ранее, — сказал экономист Андрей Бархота.
При этом покупатель привык к бренду: он понимает, что за доступную цену может получить актуальную одежду, при этом в коллекциях были и коллаборации с известными дизайнерами, напомнила директор по развитию Retail Profile Александра Котова. Поэтому H&M интересен и тем, кто хочет сэкономить при обновлении гардероба, и тем, кто следит за модой, отметила она.
По словам владельца бренда I AM Studio Олега Воронина, компании удается держать низкие цены не только на базовые модели, которые, как правило, дешевле основной части коллекции, но вообще на весь ассортимент, который у H&M огромный. Покупатель мог купить там дешево полный гардероб, начиная от нижнего белья и заканчивая верхней одеждой для зимы.
Как писали «Известия», помимо значительной лояльной аудитории задержать H&M в России могут и особенности договоров с торговыми центрами. Как правило, согласно контрактам, арендодателя необходимо предупреждать об уходе не меньше чем за три месяца, а то и за полгода, объяснял генеральный директор консалтинговой компании «Этерна» Дмитрий Томилин. Кроме того, в некоторых случаях H&M вообще не имеет права расторгнуть соглашение — ритейлеру придется остаться до конца срока его действия, выплачивать аренду и штрафы, пояснил эксперт. Эту информацию подтвердил адвокат Адвокатской палаты Московской области Денис Фролов. Он добавил: также есть вариант платы за выход из договора в размере нескольких месячных арендных выплат.
— Соответственно, быстро выйти из ТЦ H&M не сможет — в целом процесс может занять год, — оценил Дмитрий Томилин.
Кроме того, к ритейлеру подано уже шесть исков от торговых центров по поводу «неосуществления коммерческой деятельности и убытков по неоплате арендной платы».