Лей — не жалей: как продлить жизнь автомобиля

Эксперты раскрыли секрет правильного ухода за машиной
Евгений Багдасаров
Фото: РИА Новости/Константин Чалабов

Из-за дефицита автомобилей на рынке и роста цен многим россиянам придется повременить с покупкой новой машины. К тому же некоторые бренды временно приостановили поставки на российский рынок. Поэтому сейчас важно, чтобы машина ездила максимально долго и без проблем. Эксперты говорят, что есть простые и эффективные способы продлить жизнь уже имеющемуся автомобилю. Подробности — в материале «Известий».

Сера, вода, задиры

Первый и самый важный пункт — качественное топливо. Заправляться эксперты советуют только на проверенных АЗС. Особенно это касается дизельных машин.

— Дизельные двигатели очень чувствительны к качеству топлива, поэтому лучше заправляться на заправках, которым доверяете. Наличие в дизельном топливе избыточного количества серы или воды губительно скажется на сроке службы двигателя и топливной системы, — говорит директор по сервису «Volvo Car Авилон» Павел Константинов.

Некачественное топливо может привести к серьезной поломке, предупреждает технический директор международной сети автосервисов Fit Service Алексей Рузанов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Очень часто в современных автомобилях задиры цилиндров появляются вследствие того, что выходит из строя катализатор, — говорит эксперт. — Он попросту разваливается, и обратной тягой его элементы уходят в цилиндры. Катализатор, в свою очередь, выходит из строя из-за некачественного топлива, которое не сгорает в двигателе и догорает уже в самом катализаторе. В итоге катализатор выгорает, крошится и вся керамическая пыль попадает в цилиндры.

Стоит ли пытаться сэкономить, заливая 92-й бензин вместо 95-го? Опрошенные «Известиями» эксперты не возражают, но только в том случае, если топливо с меньшим октановым числом рекомендовано производителем для конкретного мотора. Часто на лючке бензобака указано два рекомендуемых типа топлива: крупными цифрами основной, маленькими — допустимый.

Маслом не испортишь

Долгая жизнь автомобиля зависит от объема вложений в обслуживание. Специалисты советуют менять масло даже чаще, чем предписано производителем.

— Дело в том, что условия эксплуатации автомобиля в России можно отнести к тяжелым и экстремальным. При таких условиях срок замены масла сокращается в два раза. Если автомобиль чаще движется по трассе, то рекомендуемый интервал замены масла — 10 тыс. км. В городском режиме — 5–7 тыс. км, а в смешанном цикле трасса–город — 7,5 тыс. км, — считает Алексей Рузанов.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин допустил, что при частой смене масла можно использовать не рекомендованный производителем вариант, а более доступный аналог.

— Надо понимать, что качество масла примерно одинаковое. Если менять его достаточно часто — 7 тыс. км пробега, или 200 мото-часов. Тогда можно налить синтетическое масло более дешевого бренда, — уверен Шапарин.

Фото: РИА Новости/Наталья Горшкова

С ним не соглашается ведущий программы «Минтранс» на РЕН ТВ Вячеслав Субботин.

— Не стоит жалеть денег на хорошее масло, — полагает он. — Даже у именитых брендов одно или два наименования [действительно качественного масла], а всё остальное — ширпотреб. Надо смотреть, чтобы это была синтетика, а не гидрокрекинг.

Не лишним будет заменить масло и в коробке передач. Многие производители заявляют, что оно залито на весь срок службы, но это лишь маркетинговый прием, уверен Алексей Рузанов.

— В среднем автопроизводитель закладывает безопасный срок эксплуатации автомобиля пять лет, — сообщает специалист. — Вот примерно на такой срок и хватает масла в КПП. Если считать, что средний пробег автомобиля сейчас 15–20 тыс. км в год, то и получается, что за пять лет 75–100 тыс. км пробега. Это и есть ресурс масла в КПП. Я же могу порекомендовать менять масло в КПП каждые 40 тыс. км.

Работает — не трогай

Если автомобиль работает нормально, лучше избегать лишнего ремонта, считают эксперты «СберУслуг» и «СберАвто». По их словам, многие детали притираются именно после обкатки.

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

При этом Павел Константинов рекомендует обращать внимание на посторонние звуки: обнаружение неисправности на начальном этапе позволит избежать больших затрат в будущем. Дополнительно он советует периодически осматривать автомобиль на подъемнике — не появились ли течи жидкостей.

Тише едешь — дольше проездишь

Частые остановки и трогания, типичный городской режим в пробках губительны для двигателя. А для автоматической коробки передач — пробуксовки и ударные нагрузки.

— Стоит отметить, что перед выездом АКПП должна быть прогрета путем перевода селектора во все режимы (P, D, R и т.д.), задерживаясь на каждом из них примерно на 20–30 секунд. При парковке автомобиля необходимо пользоваться стояночным тормозом. При переводе АКПП только в режим P, особенно на спуске или подъеме, блокирующий штифт в коробке передач будет испытывать повышенную нагрузку, — отмечает директор по сервису «АвтоDом Алтуфьево» Роман Тимашов.

Придется поменять и стиль езды на более спокойный — это позволит не только сберечь ресурс мотора и автомата, но и подвески.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Если владелец хочет насладиться запредельными возможностями автомобиля, то он должен быть готов к преждевременным затратам на тормозные колодки и тормозные диски. Когда водитель пролетает все выбоины на дорогах, он должен быть готов к преждевременным затратам на элементы подвески. При нормальной эксплуатации все элементы служат достаточно долго, — уверен Павел Константинов.

Водные процедуры

Важным фактором для сохранения автомобиля эксперты «СберУслуг» и «СберАвто» считают регулярную мойку.

«Не стоит мыть автомобиль каждые два дня. Достаточно раз в полтора месяца пройтись с пеной, чтобы вымыть загрязнения из микроцарапин на кузове. Качественная мойка поможет вовремя обнаружить различные повреждения и дефекты лакокрасочного покрытия, которые можно будет сразу устранить», — советуют специалисты. Однако не все эксперты согласны с этим мнением.

— Конечно, каждый день мыть машину нет никакого смысла, даже если она грязная. Это в любом случае будет приводить к повреждениям ЛКП из-за моек высокого давления. Но редко мыть машину означает, что она будет царапаться непосредственно слоем грязи, и получится пескоструй, — уверен Алексей Рузанов.

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Самый оптимальный вариант, по его словам, — мыть автомобиль раз в неделю. Защитить ЛКП можно нанесением спецсоставов или бронепленкой. Кроме того, частая мойка, особенно некачественной химией, сокращает срок службы лакокрасочного покрытия, считает технический директор сети автосалонов Fresh Auto Максим Рязанов.

Кроме того, необходимо озаботиться и защитой кузова от коррозии, напоминает Вячеслав Субботин.

— У китайцев и корейцев этим никто не занимался. Простенькие немецкие машины тоже гниют, — отмечает эксперт. — Наступает лето, и нужно срочно заняться антикоррозионной обработкой. Скрытые полости в порогах, задние двери — всё это гниет быстро, а новых деталей не купишь.

Оригиналы теперь в цене

В нынешней ситуации будет сложнее поддерживать работоспособность автомобилей, считают эксперты. Запчасти и сервисные работы подорожали, многие расходники стали дефицитом.

— В связи с ростом цен на оригинальные запчасти из-за их дефицита, расходники (моторное масло в марте подорожало на 1,3 тыс. рублей, фильтры — в два раза), а также на ремонтные и сервисные услуги в 2022 году россияне предпочтут реже обращаться в официальные СТО для проведения работ. Кто-то будет обслуживать авто самостоятельно, кто-то обратится в «серые» сервисы, — считает Максим Рязанов.

Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

В вопросе использования неоригинальных запчастей эксперты не так единодушны. Такой подход несет определенные риски, уверен Рязанов.

— Автомобиль точно потеряет возможность проходить сервисное обслуживание по гарантии, если установить на него подделку, — сообщает эксперт. — Помимо этого, часто неоригинальные комплектующие плохого качества, что не только негативно отражается на работе автомобиля, но и на безопасности водителя и пассажира.

Еще один минус «серых» поставщиков, по мнению специалиста, — ограниченный выбор деталей, так как обычно они выпускают только самые востребованные комплектующие.

Для автомобилей с завершившимся гарантийным сроком использование неоригинальных деталей вполне приемлемо, считает Павел Константинов. Важно тщательно изучить производителя.

Разница — в коробке

Алексей Рузанов вообще считает, что термин «неоригинальные запчасти» придумали дилеры, вводя в заблуждение потребителей.

— Оригинальная запчасть — эта та запчасть, которая ставится на конвейере, и неважно, под каким брендом она произведена, — говорит он. — Компании Bosch, Denso, KYB придумывают, разрабатывают, производят какую-то деталь, затем договариваются с производителем, что именно эта деталь или узел будет поставляться на конвейер и стоять на автомобиле.

Если в дальнейшем автопроизводитель упаковывает эту же деталь в свою коробку, то это не делает остальные запасные части завода-изготовителя, которые поставлялись на конвейер, неоригинальными. Поэтому производители под собственными торговыми марками продают те же самые запчасти, но на 25–50% дешевле.