Некоторые зарубежные автопроизводители замораживают деятельность в России под предлогом событий на Украине. Тем не менее отдельные эксперты считают, что причины прекращения поставок машин имеют более рациональный характер. Какие иностранные бренды могут покинуть российский рынок, какие остаться и кто выиграет в этой ситуации, разбирались «Известия».
«До дальнейшего уведомления»
Отдельные европейские и американские производители автомобилей, мотоциклов и грузовиков приостановили деятельность в России после начала спецоперации по помощи Донбассу. Согласно данным СМИ, временно прекратили поставки легковых машин компании BMWGeneral Motors, Volvo, Mitsubishi, Jaguar Land Rover. BMW прекратила приостановила импорт автомобилей и поставки машинокомплектов на завод «Автотор». Ford объявил о приостановке совместной с «Соллерс» деятельности и операций в России. Концерн VW перестал отгружать машины дилерам.
«Отгрузки от «Фольксваген Груп Рус» в адрес дилеров марок, входящих в состав «Фольксваген Груп Рус», временно приостановлены до дальнейшего уведомления», — сообщила директор по внешним и внутренним коммуникациям компании Наталья Костюкович. Она уточнила, что речь идет об автомобилях, которые уже находятся в России, а не об импорте.
Американская фирма Harley Davidson остановила поставки мотоциклов. Глава Stellantis Карлос Таварес допустил, что концерн может перенести производство из России в случае негативных последствий от санкций.
Немецкий Daimler Truck приостанавливает сотрудничество с КамАЗом, длившееся 12 лет, сообщает Handelsblatt. Немцы не будут заниматься совместным производством и поставлять комплектующие, так как российский автозавод выпускает бронеавтомобили для армии России.
Производитель грузовиков AB Volvo (не зависит от одноименной легковой марки) остановил продажи и производство на предприятии в Калуге.
«Теперь у нас есть немного больше ясности в отношении санкций и безопасности в регионе... Это означает, что все операции в России прекращаются», — заявил агентству Reuters представитель компании.
Российская версия событий
Между тем российские представительства не так категоричны в заявлениях. В основном они отказываются от комментариев. Пресс-служба одной марки даже попросила «Известия» убрать из официального ответа фразу про ситуацию на Украине.
В пресс-службе «General Motors Россия» подтвердили: экспорт автомобилей и новые оптовые продажи дилерам приостановлены до дальнейшего уведомления. Но в качестве причины назвали «ряд внешних факторов, включая проблемы с цепочкой поставок и прочие, не зависящие от компании».
«Мы продолжаем оценивать последствия санкций, объявленных правительством США, а также более широкие экономические факторы, включая факторы безопасности. Мы следим за событиями в режиме реального времени и разрабатываем различные стратегии для смягчения последствий ситуации для наших клиентов и бизнеса», — рассказали «Известиям» в пресс-службе американского концерна.
Официальный дистрибьютор Chevrolet массового сегмента в России, компания «Келес Рус» сообщила, что осуществляет операционную деятельность в плановом режиме. Напомним, что «Келес Рус» — это совместное предприятие UzAuto Motors (Узбекистан) и «СарыаркаАвтоПром» (Казахстан), которые производят недорогие модели под маркой Chevrolet.
Не все очевидно и с концерном VW. Судя по всему, речь не идет о всех входящих в него марках. Так, в представительстве Porsche отметили, что поставляют автомобили для дилерской сети по плану и в зависимости от наличия, хотя «изучают влияние международной ситуации и санкций на бизнес немецкой марки в России».
Источник «Известий», знакомый с положением дел, рассказал, что причина действий концерна VW — сугубо экономическая: высокая волатильность рубля. Его слова косвенно подтверждаются и тем, что дилеры китайской Chery также временно остановили закупки автомобилей. Решения китайских брендов, как правило, в наименьшей степени связаны с политической повесткой.
«Невозможно посчитать стоимость автомобиля, стоимость компонентов, стоимость производства, потому что нет стабильного валютного рынка, — пояснил «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин — Мы беседовали с крупными дилерами, они все получают информацию от представительств: « Ребята, ждем успокоения ситуации».
Работают в штатном режиме
В Mitsubishi официально опровергли информацию о прекращении деятельности в России.«Кто-то ляпнул и начался шквал паники», — добавил источник «Известий».
Российские заводы иностранных марок, включая VW и Stellantis, в основном работают в штатном режиме, сообщают их пресс-службы. Предприятие Toyota в Санкт-Петербурге трудится в две смены.
Тем не менее из-за проблем с поставками комплектующих поставлены на паузу заводы Renault в Москве и Hyundai в Санкт-Петербурге.
Дефицит вызван в том числе ситуацией на Украине, где производились отдельные компоненты либо через ее территорию осуществлялись поставки.
По этой причине Skoda уже приостановила производство на предприятии в Млада-Болеславе и не исключает проблем с поставками комплектующих для выпуска машин в России.
«Соллерс» в связи с решением Ford Motor Company о временной приостановке деятельности и операций в России объявил о простое совместного предприятия с 3 марта.
«Руководство Соллерс Форд предпримет все установленные законом действия, чтобы обеспечить социальные обязательства перед коллективом в период вынужденного простоя и обеспечить возобновление работы предприятия в возможно короткие сроки после принятия соответствующего решения со стороны Ford Motor Company», — сообщили в пресс-службе.
Чем на самом деле вызваны санкции
Как считает Антон Шапарин, у западного потребителя есть запрос на санкции против России и такую позицию важно демонстрировать для репутации компании.
«Поэтому на домашнем рынке автопроизводители демонстрируют единство со всеми игроками, начиная от Уолта Диснея и Netflix, заканчивая Facebook. Но пиар пиаром, а деньги деньгами, так что о полном прекращении работы речь не идет», — считает Шапарин.
С ним согласен и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков:— При относительно мягком развитии политической ситуации никто уходить не будет. Особенно те, кто здесь серьезно вложился в предприятия. В принципе, Россия — неплохой рынок сбыта. Для Skoda, например, он второй по величине в мире, хотя в мировых продажах мы занимаем всего 2%.
В группе риска
И все же некоторые бренды могут покинуть российский рынок в случае ухудшения политической ситуации, считают эксперты. В группе риска — американские и европейские марки.
«Я думаю, среди кандидатов в первую очередь немцы. Во-первых, потому, что они всегда были святее папы римского. Во-вторых, российский рынок когда-то претендовал на то, чтобы стать крупнейшем в Европе, но сейчас он весь сосредоточен в нижнем и максимум среднем сегментах. У Mercedes, Audi, BMW продажи в России составляют меньше 3% или около того. А вот у Hyundai здесь 8% мирового производства, так что мы для них очень значимый рынок», — считает Антон Шапарин.
Аналогичной точки зрения придерживается независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев.
— Если компании так или иначе подпадают под санкции и приходится выбирать между рынком Европы, рынком Северной Америки и рынком России, то выбор, очевидно, не в нашу пользу.Между тем после демонстративного ухода автомобильной марки с российского рынка вернуться будет непросто, — считает Бургазлиев. — Дилеры и так в очень сложном положении. Зачем брать какую-то марку, которая то уйдет, то придет, непонятно. Проще взять тех, у кого есть завод в России.
Китайская рулетка
В сложившейся ситуации главными бенефициарами становятся китайские бренды, считают эксперты. Прежде всего это Haval, Geely и Chery. У первых двух есть заводы в России и Белоруссии, а третья обсуждает локализацию производства с компанией «Соллерс». Модельная линейка востребована в России. Дефицита с нехваткой полупроводников они не испытывают, хотя Антон Шапарин считает, что модельный ряд может меняться, так как некоторые модели используют зарубежные комплектующие.
— Россия при правильном планировании развития, при правильной политике Минэка и Минпрома может обратить взгляд на развитие китайских брендов. Только в Китае крупных игроков порядка тридцати. Рынок есть, и то, что надо переориентироваться, совершенно понятно, — считает Сергей Бургазлиев.
Максим Кадаков в свою очередь говорит, что китайские марки пока играют не во всех сегментах. Особенно это касается премиальных и люксовых автомобилей.