На экраны вышел очередной «Хэллоуин». «Историю гражданской войны» Дзиги Вертова покажут в Амстердаме. К египетским пирамидам причалили лодки. А Лопахина в «Вишневом саде» сыграет чернокожий артист. «Известия» выбрали самое интересное в мире культуры.
Маньяк живее всех живых
В российский прокат вышел «Хэллоуин убивает». В новой части знаменитой саги о маньяке в маске события развиваются, как и в прежних: одно жестокое убийство следует за другим. И снова в одной из главных ролей — голливудская звезда Джейми Ли Кертис, которая снималась еще в самом первом «Хэллоуине» Джона Карпентера 40 с лишним лет назад.
— Мне безумно понравилось то, что Дэвид Гордон Грин сделал в «Хэллоуине» 2018 года, — рассказала она «Известиям». — Он безупречно представил на экране то, как закончилась вся эта история. Показал, что случилось с людьми, перенесшими невыносимо тяжелую душевную травму, особенно учитывая, что она связана с их семьями.
Правда, артистка, по ее словам, никак не могла предположить, что уже тогда было решено делать продолжение. Но, конечно же, она с радостью окунулась в дальнейшую работу, говорит Джейми Ли Кертис.
По мнению актрисы, новый фильм «Хэллоуин убивает» — это уже история не Лори Строуд, ее героини, а всех остальных, точнее, рассказ о последствиях тотального кошмара, который учинил маньяк. Создатели ленты прослеживают корни травм разных героев, вникают в мир исступленного, мародерствующего насилия, бессмысленного и беспощадного. И этот уникальный опыт, подчеркнула Джейми Ли Кертис, зритель обязательно должен оценить.
Сенсация в Амстердаме
Восстановленную версию документального фильма «История гражданской войны» режиссера Дзиги Вертова покажут на ноябрьском кинофестивале IDFA в Амстердаме. Фильм представляет собой полуторачасовую панораму гражданской войны в России. По словам киноведа Николая Изволова, автора восстановленной версии фильма, для тех, кто занимается отечественной историей, это будет сенсацией.
— В таком виде этот фильм ни разу не был представлен, — пояснил специалист «Известиям». — Хроника, которая в нем появляется, может быть, кому-то и известна, но она показывалась у нас в виде каких-то крохотных фрагментов. В советское время многих персонажей вообще не было на экране — они были либо расстреляны, либо репрессированы в 1930-е годы. А в постсоветское время хлынул информационный поток, но он был настолько большим, что его было трудно сепарировать. В любом случае фильм Вертова, показывающий историю в таком объеме, — это серьезное событие.
Премьера фильма в России, возможно, состоится на очередном Московском международном кинофестивале в апреле 2022 года.
Русская стая
Парижский театр «Одеон» представил премьеру спектакля «Братья Карамазовы», который режиссер Сильвен Крезво поставил по роману Федора Достоевского. В афише нынешнего сезона значатся еще две «русские» премьеры. Жюльен Гослен поставит «Прошлое» по Леониду Андрееву. А режиссер Тьяго Родригес готовит чеховский «Вишневый сад», где Изабель Юппер сыграет Раневскую. По словам директора театра Стефана Брауншвейга, в этом спектакле заняты и другие превосходные актеры.
— Режиссер предоставляет всем полную свободу, — заметил директор театра. — Мне бы не хотелось, чтобы на сцене была звезда — и все остальные. Напротив, в постановке важен каждый персонаж, а сама Изабель как бы растворяется в этом «Вишневом саде». Состав труппы многорасовый — Лопахина и Варю играют чернокожие актер и актриса.
В ноябре премьеру «Вишневого сада» также сыграют в оплоте французского академизма — «Комеди Франсез», но Стефан Брауншвейг считает, что Чехова для Франции много не бывает.
— Французы его любят, — заметил он. — Когда я в 2001 году поставил «Чайку», в Париже одновременно шли пять «Чаек» — целая стая. Может показаться, что их было слишком много. Но публике нравилось сравнивать разные постановки и актерскую игру. Тем более что Чехова можно интерпретировать по-разному.
По словам директора «Одеона», не так давно в его театре шли «Три сестры» Тимофея Кулябина — очень интересная постановка новосибирского театра «Красный факел». В этом спектакле артисты изъяснялись на языке жестов.
Пирамиды, вечность и бесконечность
На плато Гиза в Египте открылась биеннале современного искусства Forever is Now 2021. Нашу страну на мероприятии представляет работа художника и путешественника Александра Пономарева «Уроборос». О своем проекте — большой замкнутой динамической конструкции, напоминающей соединение двух лодок, — он рассказывал на презентации в ГМИИ им. Пушкина, а теперь разместил это творение вблизи древних пирамид.
— У меня родилась мысль взять за основу концепции Солнечную лодку — ту, в которой путешествовали и бог Ра, и фараоны, — рассказал художник «Известиям». — Кстати, именно в Египте находится самый старый корабль в мире. (Это как раз такая лодка. — «Известия».) В середине прошлого века его раскопали, а теперь перевезли вместе с двумя десятками мумий в новый музей. И сейчас идут разговоры, что моя инсталляция тоже может после биеннале войти в экспозицию этого музея.
Художник пояснил, что Уроборос — змей, который заглатывает свой хвост, — древнейший символ бесконечности. Композиция как бы создает петлю времени, символически включая в себя судьбы людей, живших много тысяч лет назад.
Кино в локдауне
В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией из-за распространения COVID-19 кинотеатры в Москве и Московской области будут закрыты с 28 октября до 7 ноября. В эти дни должны были выйти такие крупные кинопремьеры, как «Вечные» (Disney), «Последняя дуэль» (Disney), «Летчик» («Централ Партнершип»), «Кощей. Начало» («Каропрокат»), «Семейный бюджет» (Universal) и другие ожидаемые релизы. Учитывая, что два указанных региона обеспечивают примерно 25% всей кассы российского проката, закрытие кинотеатров нанесет серьезный урон отрасли.
Глава Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин рассказал «Известиям», что если нерабочие дни и/или посещаемость по QR-кодам вслед за Москвой и Подмосковьем введут по всей стране, то кинотеатры потеряют 5 млрд рублей дохода. При этом 2 млрд из этих пяти должны пойти на аренду и зарплаты. Эти деньги владельцы кинотеатров будут вынуждены выплачивать из своего кармана.
Тем не менее, отметил Олег Березин, до 7 ноября кинотеатры еще выдержат локдаун. Но если они не откроются после этой даты, то государству неминуемо придется принимать решение о серьезной поддержке отрасли.
— Все рассуждения о том, что онлайн-платформы давно победили прокат, беспочвенны, — заметил эксперт. — Зритель хочет смотреть кино на большом экране, вместе с другими людьми. Это доказывает, в частности, недавний рекорд «Венома-2», который собрал 1 млрд рублей за первый прокатный уик-энд.
По словам Олега Березина, сейчас посещаемость кинотеатров — на уровне 80% от показателей доковидного 2019 года.