В то время как «Веном-2» и новая история про Джеймса Бонда продолжают перетягивать на себя кассовые сборы, в прокат выходит много обаятельных и вдумчивых европейских лент — лавстори «Эйфель» француза Мартена Бурбулона, «Королевская игра» немецкого режиссера Филиппа Штёльцля, снятый в Греции байопик «Человек Божий» американского режиссера сербского происхождения Елены Попович, а также российская новинка — второй полный метр Натальи Кудряшовой «Герда». Хит кинонедели — «Семейка Аддамс: Горящий тур». Обаятельный инфернальный клан, как всегда, задаст жару.
«Королевская игра»
Режиссер: Филипп Штёльцль. В ролях: Оливер Мазуччи, Биргит Минихмайр, Альбрехт Шух, Мориц фон Тройенфельс, Клеменс Берндорфф
Тема Второй мировой и преступлений нацизма продолжает вдохновлять авторов на самые неожиданные высказывания. Чего только стоит концлагерь глазами участника зондеркоманды в фильме «Сын Саула» или ожившая воображаемая подруга самой знаменитой девочки из Голландии в мультике «Где Анна Франк» Ари Фольмана. Недавно вышел ультрареалистичный «Блокадный дневник» Андрея Зайцева, на днях в России показали и монтажный шедевр Сергея Лозницы «Бабий Яр. Контекст». Потрясающее по силе житие создал Терренс Малик в «Тайной жизни». А «Ида», наполненная рефлексией на тему холокоста, забрала «Оскар» у «Левиафана» Андрея Звягинцева. Кажется, что поиски новых форм и смыслов на основе печально известных фактов никогда не закончатся. Но при этом создатели фильмов не сбрасывают со счетов и более классические способы повествования — большое кино романного типа с увлекательными и драматичными историями.
Именно к такого рода кино принадлежит «Королевская игра», эксплуатирующая еще и невероятную моду на шахматы, вызванную сериалом Netflix «Ферзевый гамбит» (более известным как «Ход королевы») и до сих пор не угасшую. Главный герой — австрийский нотариус, который, на свою беду, привык иметь дело с солидными клиентами и имеет доступ к их счетам. Ими-то в первую очередь и интересуются нацисты после оккупации Австрии. Им срочно нужны деньги местных богачей, поэтому к нотариусу начинают применять «особые методы». А он, чтобы сохранить рассудок и не выдать секретов, срочно осваивает шахматные премудрости. Не потому что он верный слуга чужих капиталов. Просто не надо быть семи пядей в лбу, чтобы понять: если он разболтает коммерческие тайны, то сразу станет бесполезен и пойдет «в расход».
«Герда»
Режиссер: Наталья Кудряшова. В ролях: Анастасия Красовская, Юра Борисов, Дарюс Гумаускас
В своем втором полнометражном фильме, отмеченном специальным призом молодежного жюри и наградой за лучшую женскую роль на фестивале в Локарно, Наталья Кудряшова дает решительный бой клишированным женским образам современного российского кино — дамам-следователям, патологоанатомам, прокурорам. Ее героиня Лера (актерский дебют модели из Минска Анастасии Красовской) хрупка, сексуальна, полна подлинности и интровертивной манкости. Подруги шутят: «У нашей Леры есть крылья, но тяжесть жизни не дает им раскрыться».
Студентка заформализованного соцфака — одного из тех мест, где люди с каменными лицами готовят себя к бюрократическому поприщу, — Лера ходит днем по унылым многоэтажкам, задавая какие-то докучливые вопросы старушкам. Ночью же она преображается в фею соблазна, танцующую в стрип-клубе под андерсеновским псевдонимом Герда. Напрашивается параллель с «Дневной красавицей» Луиса Бунюэля или «Пианисткой» Михаэля Ханеке, но это только внешнее сходство. История Кудряшовой — скорее о Сонечке Мармеладовой поколения next, как если бы та существовала в пространстве молодежной субкультуры миллениалов, сочетающей холодную рациональность, подкупающую искренность и витальную, чуждую «бумерским» надрывам и бравадам, страсть к пороку. Всё, что делает Лера, как объясняет нам сюжет, нужно ей для того, чтобы позаботиться о больной матери. Родительница потеряла связь с реальностью по причине депрессии, развившейся после ухода мужа.
Закрытая, тактичная, робкая и грациозная, похожая на актрис французского авторского кинематографа, Лера смотрится сказочным единорогом на фоне грубого и проблемного мира провинции. Ей нет места ни среди танцовщиц в гримерной, ни среди вузовских догматиков, ни рядом со встречающимися ей мужчинами, ни дома — возле свихнувшейся матери. И хотя режиссер старалась уйти от социальности и оставить главной героине «воздух и надежду», получилось остроактуальное, рефлексирующее кино о репрессированной женской телесности и о многообразных гранях стыда. В ситуации с Лерой стыдно должно быть только тем, кто прикоснется к цветку наивности и порока.
Интервью с Анастасией Красовской читайте здесь.
«Человек Божий»
Режиссер: Елена Попович. В ролях: Арис Серветалис, Тония Сотиропулу, Микки Рурк, Александр Петров
Байопик о широко почитаемом в Греции святом чудотворце, православном архипастыре Нектарии Эгинском, снятый американским режиссером из Сербии Еленой Попович, — неожиданная для российского кинотеатрального проката картина. Интригует и кастинг: в числе артистов — когда-то блистательно сыгравший Франциска Ассизского Микки Рурк (интервью с актером читайте здесь) и наш Александр Петров, ассоциирующийся скорее с экшен-блокбастерами. На роль Нектария был выбран известный у себя на родине актер Арис Серветалис, которого отечественный зритель мог видеть в довольно нишевой ленте Христоса Нику «Яблоки».
Картина Елены Попович достоверна, нетороплива и описательна. В намеренном отказе от экшена часть рецензентов увидела отсутствие драматургии. Критики также писали, что «хвала силе веры обернулась антиклерикальным высказыванием», отмечая, что по сюжету представители высокопоставленного православного духовенства оказываются гонителями Нектария. Они интригуют, обманывают, игнорируют просьбы прихожан вернуть почитаемого паствой митрополита.
На самом деле все эти события биографичны: Нектария лишили кафедры, оболгали, сослали, и какое-то время он провел в страшной нужде, вынужденный тщетно ходить по инстанциям. Однако ни жалостливого, ни обличительного пафоса в фильме Попович нет. Главный посыл — в том, что святые не спускаются с неба и что ими не рождаются. Святыми становятся обычные люди, безропотно несущие свой крест.
«Эйфель»
Режиссер: Мартен Бурбулон. В ролях: Ромен Дюрис, Эмма Маккей, Пьер Деладоншам, Арман Буланжер
Авторы картины сразу же поясняют: мелодраму с Роменом Дюрисом и звездой сериала «Сексуальное просвещение» Эммой Маккей не стоит считать биографической. И хотя в ней содержатся ключевые моменты из жизни Гюстава Эйфеля — знаменитого инженера и создателя главного туристического символа сегодняшнего Парижа, той самой башни, которая именовалась современниками «позором города» и «железным монстром», сюжет фильма — в первую очередь о любви. Точнее — о ее потере.
Эйфель предстает перед зрителем мэтром. Он — нарасхват, «позор Парижа» горделиво красуется в центре кадра, его дальнейшая карьера — море блистательных перспектив. Но вот время отматывается назад: молодой инженер еще только получает предложение поучаствовать в Парижской выставке 1889 года, от которого, между прочим, планирует отказаться, но всё это неважно — ведь случай сводит его с 18-летней красавицей из высшего общества Адриенн Бурже. Между молодыми людьми вспыхивает чувство, которому не суждено вылиться во что-то большее, чем краткосрочный роман, поскольку родители Адриенн не рассматривают бедного художника в качестве партии для своей дочери. Влюбленные вынуждены расстаться на самом пике исторических событий, преображавших облик Парижа. В следующий раз они встретятся много лет спустя...
Надо отметить, что романтическое прочтение биографии Эйфеля в ленте Мартена Бурбулона выглядит вполне оправданным благодаря отличному кастингу: Ромен Дюрис и Эмма Маккей создали потрясающий актерский дуэт, где накал скрываемых и тщательно контролируемых чувств прорывается в каждом повороте головы. Интервью с актерами читайте здесь.
«Семейка Аддамс: Горящий тур»
Режиссеры: Грег Тирнан, Конрад Вернон, Кевин Павлович, Лаура Бруссо. В ролях: Оскар Айзек, Шарлиз Терон, Хлоя Грейс Морец
Зрительский успех очередной части франшизы, заработавшей только на предпродажах рекордное третье место в топе российского кинопроката за минувший уикенд, объясняется игрой контрастов.
Семейка Аддамс — полный колдовства и диких выходок мультикультурный аттракцион. Обитель семейки — готический замок, поросший паутиной и расположившийся посреди открыточного ландшафта условного глобалистского мирка (одноэтажная Америка тут — повод подчеркнуть, каковы на ее фоне Аддамсы, а не то место, на котором сосредоточено все внимание). Немаловажно, что Аддамсы — экспаты. Глава семьи Гомес — испанец, его жена Мортиша — француженка, дети — американцы в первом поколении, толком не разобравшиеся в правилах новообретенного пристанища. Но они не растерянные и подстраивающиеся иммигранты, а этакий чертополох Европы, свободно перемещающийся по Америке и превращающий в руины всю ее идентичность — от средней общеобразовательной школы до Ниагарского водопада (они его взрывают). При этом Аддамсы стойко хранят старинные семейные ценности, оказывающиеся при ближайшем рассмотрении вполне прогрессивными: они, например, уважают самобытность и волю каждого члена семейки, позволяют детям формировать собственные взгляды и не собираются перекраивать себя и отпрысков в соответствии с социальными ожиданиями.
«Горящий тур» — пародия на роуд-муви. Гомес, Мортиша, дети и все остальные отправляются в большую поездку: напортачат в Большом Каньоне и так и не доберутся до ведьминского Салема.