Клиповый и криповый: Кайли меняет лицо, Deep Purple — репертуар

Главные музыкальные новинки недели
Сергей Уваров
Фото: Global Look Press/CTK Photo/Vaclav Salek)

Deep Purple ностальгируют по юности, Кайли Миноуг меняется лицами с Олли Александером, а российский лауреат Grammy Даниил Трифонов исследует семейную жизнь Баха. В музыкальной индустрии настал горячий сезон: что ни неделя, то целый фейерверк новинок от звезд первой величины. Вот и в нашей сегодняшней подборке громких имен хватает. Насколько удачными получились их работы — расскажут «Известия».

Сингл недели

Deep Purple “7 and 7 Is”

Рок-ветераны Deep Purple, всего год назад выпустившие лонгплей Whoosh!, не думают снижать активность. Теперь музыканты решили впервые в истории группы собрать альбом каверов. Основная часть материала датируется 1960-ми годами и началом 1970-х — временем появления и становления Deep Purple. Перепевая The Yarbirds, The Fleetwood Mac, Боба Дилана, музыканты, надо полагать, ностальгируют по своей молодости, да и молодости жанра, причем, судя по первому синглу — 7 and 7 Is, нельзя сказать, что они переосмысливают чужие хиты.

Римейк стремительной и агрессивной композиции 1966 года, первоначально исполненной бэндом Love, сделан весьма бережно, разве что убрана среднетемповая концовка, а вместо нее добавлены эффектные соло гитариста Стива Морса и клавишника Дона Эйри — куда же DP без подобных включений! Но, несмотря на эту деликатность, в итоге получился вполне дипперпловский трек. Хотя кто знает: может, как раз под влиянием этого номера появились Highway Star и тому подобные песни, стиль которых у нас сегодня прочно ассоциируется именно с «темно-фиолетовыми»? Тем интереснее послушать альбом целиком. Вполне возможно, Йен Гиллан со товарищи там раскроют все истоки своего творчества.

Клип недели

Kylie Minogue “A Second to Midnight"

Перевыпуск недавних альбомов в виде расширенных Deluxe-версий — ход неновый, если не сказать набивший оскомину. Но Кайли Миноуг подошла к делу с фантазией: вышедший год назад Disco было решено дополнить не только бисайдами и ремиксами, как это обычно делается, но и тремя новыми песнями с участием гостевых звезд в диапазоне от Олли Александера (Years & Years) до дискодивы 1970–1980-х Глории Гейнор. Отсюда и название релиза — Disco Guest List Edition.

Один из этих дуэтов как раз с Years & Years опубликован в качестве сингла. На него же снят и клип. В музыкальном плане это продолжение эстетики Disco, благо синти-поп Олли Александера прекрасно вписывается в эту ретролинию.

Интереснее визуальная сторона. Кайли и Олли танцуют в свете софита, периодически меняясь лицами. Да-да, в буквальном смысле, то есть под пышной прической поп-принцессы вдруг оказываются глаза, нос, губы Александера, а его фигура и короткая стрижка переходят к Миноуг. Ближе к концу видео компанию звездам составляет подтанцовка, но у всей труппы картонные лица главных героев. Выглядит это, мягко говоря, экстравагантно, если не сказать крипово. Но, впрочем, можно счесть режиссерскую находку той самой изюминкой, без которой смотреть стандартный поп-клип, снятый в единственной локации, было бы и вовсе неинтересно.

Альбом недели

Daniil Trifonov “The Art of Life”

Российский пианист Даниил Трифонов — уже давно не только наша, но и мировая звезда. В плотном гастрольном графике музыканта российские города встречаются нечасто, а его записи выходят на авторитетном немецком лейбле Deutche Grammophon. Тем не менее Трифонов, конечно, представитель русской фортепианной школы. В новом двойном диске, пожалуй самой монументальной работе Трифонова, это слышно особенно хорошо.

Art of Life — посвящение баховской эпохе. Первая половина трек-листа составлена из сочинений многочисленных детей Иоганна Себастьяна. Помимо Карла Филиппа Эмануэля и Иоганна Кристиана, довольно известных меломанам, здесь представлено творчество куда реже исполняемых Вильгельма Фридемана и Иоганна Кристофа Фридриха. Слушая их музыку подряд, можно наглядно представить стилевую эволюцию второй половины XVIII века — от позднего барокко до классицизма.

Вторая половина альбома — музыка «главного» Баха, причем довольно легкая «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» здесь соседствует с интеллектуальным эверестом — «Искусством фуги». Таким образом, от прелестного и мастерского, но все-таки весьма поверхностного искусства баховских сыновей, детей своей эпохи, мы приходим к великой вневременной мудрости их отца.

А в чем же «русскость» интерпретации? Трифонов не гонится за западными трендами, не стремится к аутентичной сухости звучания, даже в математических конструкциях «Искусства фуги» позволяя себе (в разумных пределах) эмоции и непосредственность. Педализация — очень деликатная, но она есть. Крещендо-диминуэндо тоже. Так у нас учили и учат. Но мало кому удается показать актуальность этой традиции столь же убедительно, как Трифонову.

Трансляция недели

Открытие фестиваля «Владимир Спиваков приглашает»

Музыкальный фестиваль Дома музыки «Владимир Спиваков приглашает» стартовал сразу с кульминации: сольный концерт одной из главных отечественных оперных звезд Хиблы Герзмава ожидаемо оказался в центре внимания меломанов, тем более компанию певице на сцене Светлановского зала составил сам маэстро, дирижировавший в этот вечер Национальным филармоническим оркестром России.

Репертуар подобран почти исключительно из итальянского XIX века (если не считать единственного вкрапления музыки француза Жюля Массне). В общей сложности Герзмава исполнила девять арий, включая два биса, и наиболее ярко из них прозвучали четыре вердиевских номера. На этой территории Хибла чувствует себя превосходно, демонстрируя сильный и ровный вокал. Менее убедительно прозвучала знаменитая Casta diva Беллини, где певица допустила чрезмерное вибрато. Зато оркестр Спивакова справился со всеми задачами безупречно: где надо, он обеспечивал легкое, прозрачное звучание, деликатно отходя на второй план по отношению к вокалу, зато в tutti и инструментальных номерах обретал плотность и самодостаточную выразительность.