Источники рассказали о двух новых вариантах расширения БАМа и Транссиба

Екатерина Ракитина
Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев

Холдинг «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») разработал предварительную конфигурацию третьей очереди расширения Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей (Транссиб, так называемый Восточный полигон), которая состоит из двух новых вариантов. Об этом сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на источники во вторник, 21 сентября.

Первый сценарий включает ранее уже обсуждавшуюся схему вывоза угля с Эльгинского месторождения на 333 млрд рублей. Как отметил собеседник газеты, теперь РЖД подготовила еще два варианта стоимостью 900 млрд рублей и 2,55 трлн рублей.

Первый из них предполагает достижение к 2030 году пропускной способности 210 млн т грузов —16,6 млн тонн эльгинского угля для портов Ванино и 13,4 млн т грузов — для портов Приморья. Для этого придется проложить еще 1,1 тыс. км вторых главных путей на БАМе — плюс к 553 км от эльгинского варианта. Данный вариант компания отдельно оценивает в 891 млрд рублей, а вместе с первым — в 1,22 трлн рублей.

Второй, более дорогостоящий сценарий включает новый Кузнецовский тоннель, обходы Хабаровска, мост через Амур и другие объекты. В целом это постройка 1,45 тыс. км вторых главных и свыше 800 км третьих путей. Такой вариант РЖД оценивает в 2,55 трлн рублей, а с учетом «эльгинской» части — в 2,89 трлн рублей.

При этом ни один из этих сценариев не включает второй Северомуйский тоннель, оценивавшийся ранее РЖД в 200 млрд рублей, строительство которого сейчас заморожено.

В РЖД отказались от комментариев газете.

Опрошенные изданием эксперты считают все указанные варианты слишком дорогостоящими — 1,5 трлн рублей за рост пропускной способности с 210 до 240 млн т. По их мнению, нужно искать альтернативный способ увеличения экспорта угля.

При этом, когда речь заходит о 240 млн т, нужно помнить, что сроки ввода этих транспортных мощностей могут прийтись на сокращение потребления угля в мире, в то время как вывоз дополнительных объемов угля является ключевой задачей, под которую готовится расширение Восточного полигона.

Ранее, 12 августа, глава Минобороны России Сергей Шойгу дал старт реконструкции восточной ветки БАМа. К концу 2024 года, когда дорога будет введена в эксплуатацию, увеличатся также транспортные возможности Восточной Сибири, отметил министр. По его словам, Россия таким образом сможет расширить выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В тот же день президент России Владимир Путин поручил правительству страны проследить за ценами на основные материалы, которые используются для строительства БАМа и Транссиба. Ответственным за выполнение поручения он назначил премьер-министра Михаила Мишустина. Соответствующий доклад должен быть представлен до 15 октября.

Всего на восточном участке БАМа в 2021–2024 годах планируется построить девять двухпутных вставок, девять разъездов и второй главный путь.

Байкало-Амурская магистраль — это железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, наряду с Транссибирской магистралью является вторым магистральным железнодорожным выходом России к Тихому океану. Соединяет города Тайшет и Советскую Гавань.