Юрист рассказал о последствиях невыплаты Booking штрафа в 1,3 млрд рублей

Маргарита Дмитриева
Фото: Global Look Press/Fabian Sommer

Сервис бронирования отелей Booking.com в случае неуплаты штрафа в 1,3 млрд рублей, назначенного Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России, может столкнуться с рядом проблем, в том числе с начислением пени. Об этом во вторник, 21 сентября, «Известиям» рассказал руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев.

Ранее в этот в этот же день стало известно, что ФАС обратится в суд, если Booking.com откажется выплачивать назначенный ему штраф после вступления постановления в законную силу.

«В случае неуплаты штрафа в добровольном порядке на сумму штрафа может быть начислена пеня. Так как сумма штрафа — большая, то и пеня тоже будет существенная. В случае неуплаты штрафа добровольно дело о его взыскании будет рассматривать Арбитражный суд», — объяснил юрист.

При этом компании придется понести и другие расходы в случае судебного разбирательства, в том числе оплатить госпошлину до 200 тыс. рублей и компенсировать судебные расходы, в случае, если истец заявит требование об их взыскании.

«Рассмотрение дела занимает до двух месяцев, всё это время накапливается пени. Согласно ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства», — уточнил Скрипилев.

Юрист также добавил, что отказ сервиса оплачивать штраф может привлечь внимание налоговой службы, так как она может подключиться к делу из-за наличия просроченной и не взысканной задолженности, заподозрив также вывод активов или незаконную налоговую оптимизацию.

«Кроме того, это повод обратиться в Службу судебных приставов с целью принудительного исполнения решения суда», — заключил он.

Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов, говоря во вторник с «Известиями» о возможной реакции сервиса на погашение штрафа, заявил, что агрегатор вряд ли станет закладывать соответствующие расходы в тарифы и комиссии.

«Я не думаю, что речь может идти о повышении в данном случае комиссии и там тарифов, поскольку Booking работает с отелями на протяжении долгого времени, и в данном случае отели не очень-то виноваты в том, что со стороны регулятора есть претензии и в том, что этот штраф собственно наложен», — указал он.

Ситуация с наложением штрафа на Booking, по его мнению, вряд ли глобально изменит ситуацию на рынке. Сервис, конечно же, внесет изменения в договора с отелями в части отмены широкого и узкого паритета цен, допустил Прасов.

В то же время он напомнил, что Booking подал апелляцию на решение о наложении штрафа и «процесс еще не закончился».

Замруководителя ФАС Петр Иванов 21 сентября отметил, что что до сих пор антимонопольному ведомству прибегать к подобным мерам не приходилось. По его прогнозам, выполнение Booking.com предписания об устранении требования о паритете цен должно косвенно повлиять на стоимость проживания в российских гостиницах.

14 сентября Арбитражный суд Москвы зарегистрировал заявление компании Booking.com B.V., требующей признать незаконным штраф в 1,3 млрд рублей, наложенный на нее ФАС за злоупотребление доминирующим положением на рынке гостиничных агрегаторов.

30 августа суд подтвердил законность выводов ФАС России, которая признала компанию Booking.com. B.V. нарушителем антимонопольного законодательства в связи с навязыванием отелям требования о паритете цен. Суд отклонил заявление голландской компании, просившей признать недействительными решение ФАС от 29 декабря 2020 года о признании Booking.com. B.V. нарушившей п. 3 ч.1 ст. 10 («Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»).

26 августа ФАС наложила на Booking.com штраф в размере 1,3 млрд рублей за злоупотребление доминирующим положением на рынке. По данным службы, компания навязывала гостиницам, отелям, хостелам условия договора о необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен и номеров, а также условия взаимодействия с закрытыми группами пользователей.

Условие о паритете цен закрепляет обязанность отелей поддерживать во всех каналах продаж такие же цены и такие же данные о наличии мест, какие они предоставляют агрегатору Booking.com. Под каналами продаж понимаются метапоисковики, туристические агентства, другие хранители информации, а также сайты самих отелей.

В итоге гостиницы не могли устанавливать цены ниже, чем на Booking.com.