Совфед одобрил закон о создании в РФ филиалов иностранных IT-компаний

Дарья Зарембо
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Совет Федерации одобрил законопроект, который предусматривает, что крупные иностранные IT-компании должны открывать в России свои представительства или филиалы. Соответствующее решение сенаторы приняли на пленарном заседании 23 июня.

Речь идет о владельцах информационных ресурсов, которые в день посещают более полумиллиона россиян. С 1 января 2022 года они должны будут создавать филиалы, открыть представительства или учредить российские юридические лица, которые будут представлять их интересы.

Как говорится в пояснительной записке, иностранные социальные сети предоставляют услуги миллионам российских граждан, обрабатывают их персональные данные, однако требования российского законодательства в сфере распространения информации иностранными компаниями не исполняются либо исполняются не в полном объеме.

«В большинстве случаев требования российских государственных органов рассматриваются зарубежными компаниями их представительствами как выход за пределы юрисдикции Российской Федерации. Судебные и административные споры по таким вопросам приобретают политическую окраску», — сказано в пояснительной записке.

Законопроектом предлагается создать механизм взаимодействия с зарубежными интернет компаниями на территории России, обеспечив для этого необходимую нормативную правовую базу.

17 июня законопроект был одобрен Госдумой. В конце мая его поддержало правительство России и Роскомнадзор.

В том же месяце глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил, что предварительный перечень интернет-ресурсов, владельцев которых могут обязать открыть в России филиалы или представительства, включает 20 платформ. Речь шла в том числе о Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, YouTube, Telegram, WhatsApp, Google.