Умный смело достает: почему россияне перестали таить свои капиталы

К 2025 году личные финансовые активы граждан РФ могут увеличиться до $2,1 трлн
Дмитрий Алексеев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Как показало новое международное исследование, объем частных капиталов в нашей стране за последние пять лет увеличивался быстрее, чем в среднем в мире. К чему может привести рост финансового благосостояния — в материале «Известий».

Любят деньги и депозиты

Объем частных капиталов в нашей стране за последние пять лет рос быстрее, чем в среднем в мире, и достиг $1,6 трлн, свидетельствуют выводы исследования The Boston Consulting Group (BCG) «Глобальное благосостояние 2021» (имеется в распоряжении «Известий»). В BCG подсчитали, что финансовые активы россиян в период с 2015-го по 2020-й год росли на 11,3% ежегодно. «Средние темпы роста финансового благосостояния в РФ в 2019–2020-е годы опережают как регион Восточной Европы, так и среднемировые и составляют 13% по сравнению с 12% и 8,3% соответственно», — подчеркивают аналитики международной компании, входящей в «большую тройку управленческого консалтинга».

На конец прошлого года наиболее крупным по объему капитала в РФ остается сегмент сверхбогатых с состояниями от $100 млн — 40%. При этом «массовый» сегмент состояний — до $250 тыс. — на втором месте с долей в общем объеме в 38%. Он же и самый многочисленный — 114,6 млн человек в 2020-м году. В категорию «обеспеченных» россиян с состоянием от $250 тыс. до $1 млн попали 192 тыс. человек с долей в 6%. А в сегменте с высоким уровнем дохода оказались 56,7 тыс. россиян (16% от общего объема).

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Исследование также показало, что с точки зрения классов активов россияне по-прежнему предпочитают денежные средства и депозиты (61%), тогда как доля акционерного капитала снизилась с 27% в 2019-м до 25% в прошлом году.

— В среднем в мире эти два актива в 2020 году составили 28% и 38% соответственно, причем доля акционерного капитала остается самой крупной с прогнозом увеличения до 40% в 2025-м году, — объяснили в BCG.

— Опережающий рост присутствия домохозяйств в России на рынке ценных бумаг связан с существующим отставанием в этом ранее, с этим же связана и большая доля вкладов российских домохозяйств по сравнению с иными финансовыми активами, — говорит президент Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексей Тимофеев. — По существу, происходит рост объемов и перераспределение финансовых активов в портфелях домохозяйств — растет доля ценных бумаг, снижается доля вкладов, становясь ближе к мировым.

Член генерального совета «Деловой России» Виталий Арбузов объясняет такой рост тем, что люди просто начали показывать свой капитал.

— В частности, вносить депозиты, инвестировать в компании или покупать активы на фондовом рынке. Изначально этот капитал был, но не учитывался. И это, возможно, одна из ключевых точек роста капитала в нашей стране по статистике, — отметил Арбузов. Он дополнил, что рост капиталов связан и с тем, что в РФ появляется большое количество IT-стартапов, а технологическое производство возрастает.

— Тенденции в первую очередь прослеживаются на работу с государством, официальную работу, перевод бизнеса из теневого сектора экономики в белый, — говорит член генерального совета «Деловой России». — В целом это безусловно хорошо и позитивно влияет на нашу экономику, потому что всё больше денег будет подконтрольно государству, что вызовет экономический рост.

Дальнейший прогноз роста на период до 2025 года для России должен составить 6% в год, что выше среднемирового в 5% и ниже восточноевропейского в 7%. Финансовые активы страны, по мнению специалистов BCG, достигнут $2,1 трлн к 2025 году. К этому же сроку число «обеспеченных» россиян возрастет до 263 тыс. (сейчас их на почти треть меньше), а количество сверхбогатых увеличится с 500 до 700 человек.

«Определенное лукавство»

Анализ BCG создает слишком фрагментарную картину распределения финансовых активов в России, полагает профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Борисов. По его словам, «примерно 500 самых богатых людей в нашей стране владеют большими финансовыми активами, чем 114 млн, отнесенных к массовому сегменту».

— При этом в понятии «массовый» сегмент — те, кто владеет активами менее $250 тыс. — заключено определенное лукавство, считает Борисов. — Подавляющее число из тех, кто причислен к этому сегменту, не имеют практически никаких финансовых активов. Более того, есть большое количество тех, кто находится в минусе.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Закредитованность граждан растет довольно быстрыми темпами, продолжает эксперт. По мнению Борисова, «в целом неравенство в распределении богатства в нашей стране вызывает беспокойство». Ведь богатства многих кажутся незаслуженными, что подрывает доверие к рыночной экономике как таковой и институту частной собственности.

К сожалению, но сегодня показатели социального неравенства в России одни из самых высоких в сравнении с развитыми и сопоставимыми с нами странами. Так, коэффициент Джини, показывающий неравенство доходов, в России составляет 0,4, тогда как в ЕС в целом — 0,31, в Германии — 0,28, в Японии — 0,25. Даже в Индии, считающейся примером страны, в которой проблемы социального неравенства особенно выражены, этот коэффициент составляет 0,37.

— Социальное неравенство у нас — многогранный вопрос, включающий развитие социальных лифтов, повышение доступности качественного образования независимо от доходов семьи и места проживания, обеспеченность работой не только в крупных городах, переобучение и получение дополнительной квалификации для человека любого возраста и социального статуса, — указывает доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко. — Хорошим инструментом для этого может стать социальная ответственность бизнеса, включая социальные и экологические программы, развитие индекса ESG (environmental, social и governance — экология, общество, управление) с обязательной разработкой системы мотивации для компаний.

Рекордный рост частных капиталов в России по сравнению с миром, очевидно, объясняется именно ростом стоимости акций компаний в ряде отраслей, считает Щербаченко. Сильный рост показал сектор интернет-компаний. Пандемия принесла сверхдоходы — прежде всего из-за повышения цен, которое в одних случаях было связано с более низким предложением (например, цветная металлургия), в других — с повышенным спросом (например, фармацевтика).

— Могу предположить, что государство будет вынуждено ограничивать вывод средств из России за рубеж, — говорит Щербаченко. В этой ситуации необходимо вырабатывать возможность для бизнеса минимизировать риски потери своих активов внутри страны и стимулировать их инвестирование в российские активы и проекты.

Генеральный директор УК «Peramo Invest» Ольга Мещерякова отмечает, что «средняя мировая статистика сама по себе менее волатильна в силу того, что значительный рост показателей в развитых странах нивелируется еще более резким падением беднейших стран. Поэтому она не может использоваться в качестве релевантного бенчмарка». Гораздо более информативен, по ее словам, тот факт, что темпы роста финансового благосостояния в России находятся в одном диапазоне со странами Восточной Европы.

Действительно, в 2020 году, несмотря на воздействие пандемии, глобальное благосостояние значительно выросло. Причиной этому стало то, что центробанки разных стран активно печатали деньги для поддержки населения и бизнеса, а возросшие во время локдауна риски реального сектора и затяжное падение ставок по депозитам способствовали притоку частных инвесторов на фондовый рынок в поисках более высокой доходности и ликвидности.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Не отставал от мировых трендов и российский регулятор — денежная масса в национальном определении в РФ в 2020 году выросла на 13,5%, большая часть этих средств в итоге сконцентрировалась у состоятельных сограждан, которые по большей части заняты в госсекторе и крупном бизнесе.

Переток средств из депозитов на фондовый рынок вызвал существенный рост последнего. (Индекс МосБиржи вырос с 2112 пунктов в марте 2020 года до 3843 пунктов на текущий момент). Рост волатильности на финансовых рынках из-за пандемии привел к небывалому притоку частных инвесторов: их количество на ММВБ увеличилось за прошлый год на 4,9 млн. человек (+128%).

«Скорее хорошо»

Венчурный инвестор и основатель инвестиционной компании A.Partners Алексей Соловьев согласен с тем, что рост капиталов в РФ связан не только с фактом их увеличения, но и с фактом их легализации. Последние годы в нашей стране происходят явления, которые влияют на то, что эти капиталы стали более заметны. Они возвращаются в страну из-за сложности их использования в налоговых гаванях и офшорных юрисдикциях.

— Это скорее хорошо, так как у людей появляется запрос на новые эффективные инструменты размещения капиталов, — поясняет Алексей Соловьев. — Спрос на инвестиции и финансово-инвестиционные услуги для частного сектора определенно вырос. Состоятельные люди ищут новые способы инвестирования внутри страны — одним из таких инструментов являются венчурные инвестиции в технологические проекты, что положительно сказывается на развитии экономики.

Доклад BCG свидетельствует о целом ряде тенденций, считает вице-президент «Деловой России» Даниил Наметкин. Во-первых, это чрезвычайно высокая доля денежных средств и депозитов в структуре частного капитала. В России этот показатель с 2015 года остается неизменным — на уровне 61–62%, в то время как в развитых странах этот показатель находится на уровне 27–28%, в других восточноевропейских странах не превышает 50%. Вторая тенденция, которую необходимо отметить — это высокий уровень социального неравенства в России. По данным BCG, 40% частного капитала в России принадлежит менее чем 500 людям, а на 60 тыс. богатых и сверхбогатых (это 0,04% россиян) приходится 66% финансовых активов.

— Собственно, когда мы говорим о росте частного капитала, — мы, по сути, говорим именно о росте богатства 0,04% граждан, — говорит Даниил Наметкин.

— Всё это сигнализирует о целом ряде проблем, характерных для российской экономики: это и консервативность частных инвесторов, которая является одной из причин медленного экономического роста, недостаточное развитие инфраструктуры для инвестирования в России. — говорит вице-президент «Деловой России». — Это и всё более выраженный в последние годы при распределении корпоративных прибылей акцент на выплату дивидендов, а не направление средств на развитие компании.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Но, похоже, не всё так грустно, поскольку в последнее время в России наблюдается резкий рост числа частных инвестиций в акции, рассказывает основатель и управляющий партнер Preppy LLC Михаил Препелицкий. Благодаря современным технологиям вход на биржу открылся для миллионов россиян, которые зачастую принимают решение о покупке акций той или иной компании, исходя из ее медийной активности, присутствия в социальных сетях. И это новая реальность, подстраиваться под которую придется в том числе и лидерам рынка, иначе рано или поздно они проиграют в конкурентной борьбе за привлечение частного капитала, предупреждает Препелицкий.

Как бы там ни было, замечает руководитель аналитической службы УК «ДоходЪ» Александр Шадрин, «частный капитал — это ресурс для создания новых продуктов и бизнеса». И одолевать безработицу и расслоение в РФ помогут развитие новых отраслей, структурные изменения в экономике и жизни, снижение монополизации и давления государства. А одно из наиболее верных решений в пользу социального баланса — прогрессивная шкала по налогам, резюмирует директор департамента активных операций «ИК ВЕЛЕС Капитал» Евгений Шиленков.