В Государственную думу внесен на обсуждение проект закона о правовом регулировании автомобильного туризма. В случае принятия документа на популярных трассах появится больше отелей, кемпингов и кафе. Причем все они будут работать по четко установленным стандартам. В подробностях разбирались «Известия».
Кемпинги по нормативу
Законопроект был подготовлен заместителем председателя комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Сергеем Кривоносовым («Единая Россия»). Также в разработке документа принимали участие общественные организации и Ростуризм.
Новый закон будет регламентировать строительство и работу придорожных гостиниц, кемпингов, кафе и других объектов инфраструктуры. Кроме того, документ вводит в законодательство новые понятия: автомобильный туризм, караванинг.
По словам Кривоносова, сейчас нормативные требования к размещению мотелей и кемпингов на популярных туристических трассах М-10 «Россия» и М-4 «Дон» составляют одну единицу на 150 км.«Указанные показатели, очевидно, нуждаются в изменении. Мы хотим предложить проект «Автотурист — дорога на Юг». Это позволит семи регионам нашей страны — Москве, Московской, Тульской, Воронежской, Липецкой, Ростовской областям и Краснодарскому краю — объединить усилия, чтобы создать единые условия для создания комплекса из 40 новых кемпингов, придорожных сервисов. И чтобы путешествие, например, из Москвы в Сочи стало комфортным для наших туристов», — рассказал парламентарий.
Кривоносов также отметил, что на семью из трех-четырех человек путешествие на автомобиле выходит на 30–40% дешевле, чем на поезде или самолете. Это создает предпосылки к росту популярности автотуризма.
«Пока что инфраструктура практически не готова»
Выступая на Первом международном форуме по автотуризму в Суздале, глава комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Борис Пайкин привел данные Росстата, согласно которым на автомобиле по России путешествуют более 20 млн человек, однако большинство не выезжают далее 400 км от дома.
«Такая география автомобильных путешествий обусловлена проблемами, связанными с недостаточной инфраструктурой: площадки для остановок вдоль большинства автомобильных трасс являются редкостью, а оказываемые услуги не отвечают потребностям возросшего интереса наших граждан к данному виду путешествий», — цитирует слова Пайкина пресс-служба комитета.
Зарубежные автотуристы с огромным удовольствием поедут по России, но пока мешает слабое развитие инфраструктуры и отсутствие законодательной базы, считает путешественник и член Русского географического общества Павел Садчиков.
«Человек вынужден решать сам, без помощи государства или других структур, все вопросы. Пока что инфраструктура практически не готова. Произошло огромное отставание туристической области от реалий, всё на низком уровне организации. Не то, что нужно потребителю», — прокомментировал «Известиям» Садчиков.
По его мнению, потребителю нужны кемпинги, автостоянки, соответствующий уровень сервиса, места слива грязной воды, станции технического обслуживания — специализированные, под эту категорию автомобилей.
«Во всем мире любой кемпинг устроен так: ты можешь пешком прийти даже без палатки, просто у тебя спальник и матрас. И тебе выделят место. Оно будет стоить копейки, но вся инфраструктура кемпинга — в твоем распоряжении», — поделился опытом Садчиков.
Он отметил, что в России на 55 млн автомобилей приходится 3 млн мототуристов и только 3 тыс. автодомов-«караванов».
Автодома «на коленке»
За последние 5–7 лет путешественник и создатель автодомов «Пруссия» Владимир Соловьев проехал более миллиона километров за рулем кемперов. По его словам, это направление в России еще очень долго будет в зачаточном состоянии.
«Это долгий путь для России. Создали свои машины, но мы их будем экспортировать в Скандинавию, Канаду и на Аляску. Россияне и хотели бы купить, но денег на это у них нет. Когда появятся, тогда и караванинг будет развит в нашей стране», — поделился с «Известиями» Соловьев. Сейчас, по его словам, движение караванинга держится на «дощечечниках» — тех, кто своими руками мастерит автодома из подручных материалов.
«Что касается дорог, они стали значительно лучше, только структуры вдоль них нет. Нужно каким-то образом заставлять придорожный бизнес развивать инфраструктуру, создать возможность подзарядки автодомов и слива грязной воды и мусора. А это невыгодно до тех пор, пока не будет большого числа автотуристов, ездящих на большие расстояния», — считает Соловьев.
Кроме того, еще несколько лет назад поставить автодом на учет в ГАИ было крайне сложно. Сейчас всё иначе, но, по словам Соловьева, достаточно дорого.
«Стало проще, хоть и стоит немало — 50–100 тыс. рублей. И получаешь документы на утвержденный автодом, как прочие легковые, либо автодом с перечнем всех изменений», — рассказал Соловьев.
Один туалет на 2 млн туристов
Координатор рабочей группы по развитию автотуризма в России при экспертном совете комитета Госдумы ФС РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи Сергей Лобарев считает, что нужно менять законодательное позиционирование автотуризма.
«Для развития автотуризма нужно его выделить отдельной строчкой в законе и считать автотуризм приоритетным видом самодеятельного туризма. Многие регионы так и заявляют: мы не можем выделять для автотуризма определенные субсидии, так как автотуризм нигде не заявлен, а у нас есть распоряжение выделять денежные средства для приоритетных видов — детский туризм, арктический, культурно-познавательный и пляжный. Если мы будет вкладывать деньги в развитие автотуризма, в Счетной палате нас обвинят в нецелевом использовании денег», — рассказал Лобарев.
Кроме того, общественные организации отправили автору законопроекта об автотуризме предложение «обкатать» семь народных маршрутов.
«Мы предложили межрегиональные народные маршруты, которые позволят отработать некоторые элементы — сертификации маршрутов, возможность создания придорожной инфраструктуры, где мы можем, даже при небольшом субсидировании, показать, что необходимо делать для развития с придорожными структурами в том или ином регионе», — поделился с «Известиями» Лобарев. Он рассказал, что Общенациональная ассоциация автомототуризма и караванинга провела за последнее время немало экспедиций.
«В Республике Алтай на протяжении Чуйского тракта стоит всего один платный туалет. А там ежегодно проходит более 2 млн туристов», — рассказал Лобарев.
По подсчетам специалистов ассоциации, эти пилотные маршруты помогут в 4–5 раз увеличить доходную часть регионов, в 4–6 раз увеличить число ночевок и дней пребывания туристов на этих территориях. Кроме того, при должном финансировании эти маршруты могут стать всесезонными.
Регионами, где собираются развивать автотуризм, в проекте значатся Владимирская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Новгородская, Ростовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и Краснодарский край.